Узкое горлышко

 

23 Сентября 2013

Сибирский рынок стеклотары замер в ожидании очередного витка развития.

Однако перейти на новый уровень окажутся способны далеко не все производители стеклотары.

029 expert-sibir 38 jpg 300x200 crop q70Тенденцией последних лет стало неуклонное снижение объемов производства алкоголя в России в целом и в Сибири в частности. Если в золотой век водочных производителей — конец 1980–2000 годы, когда уровень потребления алкоголя в пересчете на чистый спирт вырос в полтора раза — с 10 до 15 литров на человека в год, предприятия из года в год только наращивали производство, то с начала 2010 годов объемы выпуска продукции стали падать. Виной всему — новые правила госрегулирования, уверены участники рынка. В 2011 году около 80% всех производителей водки вынуждены были пройти процедуру перелицензирования. Это привело к приостановкам производства и общему падению в отрасли на 9,5% по итогам года. Последние два года отмечены бурным ростом акцизов, что прямым образом сказывается на стоимости крепкого алкоголя. В середине 2012 года акцизы выросли на 20%, с начала текущего года — еще на 25%. Как результат, в 2013 году объемы производства и продажи водки упали минимум на 20%. На этом фоне стала расти доля контрафактной продукции на рынке. Сегодня суррогат занимает до 50% рынка.

Снижаются и объемы производства пива. Этот рынок также в поле пристального внимания государства. Это и значительное повышение акцизов, и рост тарифов, и запрет на продажу хмельного напитка в киосках и в ночное время. Несмотря на высокий спрос на разливное пиво, потребление напитка неуклонно падает. Производственные потери у компаний начались еще в период экономического кризиса. Динамика снижения производства пива составляла около пяти процентов в год. В прошлом году падение достигло 10%. Неудивительно, что сибирские пивоваренные гиганты загружены сейчас не более чем на 60%.

Естественно, спад объемов производства на ведущих водочных и пивных предприятиях пагубным образом сказывается на экономике стекольных заводов, которые к этому оказались не готовы.

Рынок заказчика

В Сибири работает несколько крупных стекольных предприятий, география заказов которых далеко превышает границы регионов дислокации. Предприятия оснащены по последнему слову европейской техники. Омский стекольный завод выпускает более 20 видов бутылок, в том числе облегченную (на 25% легче обычной). Мощности предприятия около 200 млн бутылок в год. Омский стекольный завод в основном поставляет продукцию в регионы Урала и Сибири.

На эти же рынки, общей емкостью около двух миллиардов бутылок в год, ориентирован и крупнейший производитель стеклотары из бесцветного и цветного стекла в Сибири — новосибирский завод «Экран», входящий в состав РАТМ Холдинга. Сорок лет специализируясь на производстве электронно-лучевых трубок для осциллографии и кинескопов, в 1994 году «Экран» перешел на выпуск стеклотары в самых разных сегментах: ликероводочная и пивная бутылки, пищевая стеклобанка, тара под безалкогольные напитки и технические емкости, всего порядка 120 наименований ассортимента. За 2011–2012 годы объемы производства на «Экране» выросли на 21%, достигнув 490 млн бутылок в год.

Однако 2013 год внес серьезные коррективы в экономику сибирских производителей стеклотары. Например, только «Алкогольная сибирская группа» («Омсквинпром») в начале лета вдвое сократила объемы выпуска продукции.

«Из-за спада объемов производства производителей пива и водки обострилась конкуренция между стекольными заводами. Если в 2012 году мы практически не замечали конкурентов на рынках нашего присутствия, то есть, сколько производили, столько и отгружали, то в этом году стали чувствовать влияние региональных заводов. Появилось ценовое давление, предложения по отсрочке за изготовленную и поставленную заказчику бутылку. Все это не лучшим образом сказывается на рынке. Если еще несколько лет назад правила игры задавали производители бутылки, то сегодня мы зависим от условий, которые нам предъявляют заказчики — пивные и водочные заводы», — говорит коммерческий директор ОАО «Новосибирский завод «Экран» Антон Мор.

 

030 expert-sibir 38 jpg 450x300 crop q70

Коммерческий директор ОАО «Новосибирский завод «Экран» Антон Мор


И стекольным предприятиям пришлось потуже затянуть пояса. Очевидно, что экономический спад на рынке переживут далеко не все его участники. Первой жерт­вой рискует стать «Северский стекольный завод» («Северскстекло», Томская область), который еще на старте оказался неконкурентоспособен. В конце августа на предприятии было введено конкурсное производство сроком на полгода. Реестр требований кредиторов составляет 2,1 млрд руб­лей, балансовая стоимость имущества — 698 млн руб­лей. Основной причиной банкротства стало то, что вместо двух производственных линий, которые планировалось смонтировать, на заводе установили только одну. «Северскстекло» работало на 40% мощности. «Расходы и количество персонала были такими же, как если бы завод работал на полную мощность, при этом продукции предприятие выпускало в два раза меньше, чем могло бы», — комментировал в конце августа временный управляющий «Северскстекло» Виктор Кугушев. В конце мая 2013 года это предприятие вошло в пятерку крупнейших томских должников только перед Пенсионным фондом — 15,5 млн руб­лей.

В ожидании перемен

«Существующий сегодня на рынке спад — это временное явление. Трудно будет в оставшиеся месяцы этого года, в следующем году ситуация стабилизируется, а уже с середины 2014 года начнется подъем, — делится своим прогнозом Антон Мор. — Наверное, пивники уже не вернутся на тот уровень продаж, какой у них был раньше, да и водочники едва ли получат прежние цифры производства, просто рынок приспособится к новой реальности. Сейчас есть явный избыток стекольных мощностей, которые рынку не нужны. Кто-то закроется, кто-то переориентируется на другой профиль, например банку или медицинскую тару. Те же, кто уцелеет на рынке, будут производить еще более качественный продукт. В этом заинтересованы все».

Несмотря на неблагоприятную рыночную конъюнктуру, сибирские стекольные заводы вкладывают десятки миллионов долларов в новое производственное оборудование. Так, за счет установки дополнительного электроподогрева увеличена производительность стекловаренной печи на Омском стекольном заводе — с 350 до 390 тонн в сутки. В ближайших планах предприятия строительство второй очереди, которая будет специализироваться на выпуске коричневого и зеленого тарного стекла. После расширения мощностей в ассортименте стекольного производства будут бутылки и банки от 0,25 до трех литров любой конфигурации. Производительность составит свыше 700 млн штук в год.

Масштабные работы запланированы и на «Экране». Инвестиционный проект предполагает возведение нового технологического комплекса стекловаренной печи № 6. После ввода в эксплуатацию новая печь сможет заменить три уже работающих на заводе. Ее производительность — 260 тонн белого стекла в сутки. Это 20–23 млн изделий в месяц. В проектируемый стекловаренный комплекс войдут четыре производственных линии, что позволит оперативно менять номенклатуру продукции в зависимости от требований заказчика. На новом оборудовании можно будет выпускать и облегченную бутылку 0,5 литра — 280 граммов вместо 360 граммов. Современная технология производства стеклотары на печи № 6 позволит предприятию значительно уменьшить расход газа и энергетических ресурсов. Стоимость проекта — порядка 40 млн евро, из которых уже освоено 25%. Ожидается, что новую печь запустят в 2014–2015 году.

«В радиусе 500 км от завода «Экран» много мелких и средних производителей пива. Это предприятия Томска, Абакана, Барнаула, Минусинска. Они достаточно уверенно себя чувствуют. Некоторые даже показывают рост объемов производства. Расширяют рынки сбыта, заходят на новые территории. Именно на них мы сейчас ориентируемся. Нам нравятся их условия, они вполне лояльны, — рассказывает Антон Мор. — Но в поле нашего зрения находятся и крупные игроки — «Балтика», «Эфес», «Хайнекен». Да, их мощности упали на 30%, но остаются 70%. Мы хотим их по максимуму забрать на себя. Вот для этого нам и нужна печь № 6».

Позитивной тенденций для сибирских стекольных заводов стал переход производителей минеральной воды на стеклянную бутылку. «Если два года назад мы вообще не производили бутылку под минеральную воду, то в прошлом году у нас появился один заказчик, а в этом — уже пять. Колоссальный рост. Пусть сейчас доля бутылки для «минералки» в общем объеме производства составляет около трех процентов, но мы видим, что это растущий рынок. Причем круглогодичный», — объясняет Антон Мор. Например, производство водки и пива (а компании из этих отраслей равными частями делят заказы стекольного завода) имеют четкую сезонность. Пиво востребовано с марта по август, крепкий алкоголь — с сентября по февраль. Естественно, заводы хотят иметь клиента, который гарантирует стабильную загрузку вне зависимости от времени года.

На руку стекольщикам может сыграть и ожидаемое принятие закона об установлении ограничения объема потребительской тары для пива до 0,5 л и запрет на ПЭТ-тару. «Какого-то сумасшедшего роста заказов на бутылку это не даст, ведь кто-то перейдет на алюминиевую банку, но то, что увеличится спрос, — это определенно», — считает Антон Мор.

Автор: Михаил Кичанов

Источник: Эксперт Сибирь