Фестиваль. Весна. Балет

 

14 апреля 2014

Поклонникам муз этой весной пригодится умение выбирать: культурная жизнь бьет ключом. Открытие VII Сибирского фестиваля балета в Новосибирском городском академическом театре оперы и балета, состоявшееся 5 апреля, — событие, которое стоило посетить. Стартовый вечер балетов Иржи Килиана от Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко задал высокий уровень фестивальной программы.

Коллекция балетов Килиана

В этом году к уже знакомым нашей публике одноактным балетам «Бессонница» и «Маленькая смерть. Шесть танцев» добавилось еще одно творение Килиана под названием «Восковые крылья». Таким образом, Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко показал новосибирским зрителям всю имеющуюся в репертуаре коллекцию работ признанного классика современной хореографии. Как известно, Иржи Килиан учился в Праге у педагогов вагановской школы и после печально памятной Пражской весны уехал на Запад. Завершив образование в Лондоне, танцевал вместе с Ноймайером и Форсайтом, затем начал собственную карьеру хореографа и в течение 30 лет возглавлял Нидерландский театр танца.

В Новосибирск вместе с труппой московского театра приехала педагог-репетитор Людмила Шипулина. «Безусловно, это особое доверие к труппе и ко мне лично как к педагогу, потому что все эти спектакли, начиная с Джона Ноймайера и Иржи Килиана и заканчивая Начо Дуато и Йорма Эло, репетирую с труппой я. Для меня это определенная гордость, признание моих заслуг. Сегодня классика и современность в нашем балетном репертуаре идут на равных, и я могу с гордостью сказать, что весь этот гениальный современный репертуар мы танцуем лучше всех, и не только в России», — уверена Людмила Шипулина. И это не голословное утверждение — недаром Начо Дуато, испанский хореограф и ученик Иржи Килиана, сегодня разучивает свои балеты с лучшими труппами мира по видеозаписям, сделанным в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Совершенство человеческого тела

По мнению Людмилы Шипулиной, «Восковые крылья» — самая сложная по хореографии и выносливости постановка Килиана. Однако эта сложность заметна лишь профессионалам, тогда как зрителю остается наслаждаться обманчивой легкостью, волшебной текучестью и тонкой вибрацией четырех пар. Их движения позволяют на время забыть о существовании земного тяготения — без всяких крыльев, которых вопреки названию в балете нет и в помине. «Спектакль технически безумно сложный, при этом основная нагрузка ложится на мужчин. При этом Иржи Килиан очень музыкален: каждый акцент, каждая нота обязательно рождает какое-то движение», — поясняет Шипулина. Однако магию современного балета трудно описать словами, она обращается скорее к миру невыразимых чувств, сложных ассоциаций и мимолетных ощущений.

Вырвать рационального современного человека из привычного контекста помогает необычное оформление спектакля: над пустой сценой парит ветвистое дерево, обращенное корнями вверх. Вокруг него на тросе вращается прожектор, меняющий силу света и скорость движения. Сильные образы заставили публику задуматься, хотя в сценографии Майкла Саймона есть некая подсказка: ведь если небо упало на сцену, значит, оно здесь, прямо перед нами. Кстати, дерево использовано настоящее — кроме корней, которые пришлось изготовить и присоединить к природному стволу. «Для меня это спектакль наиболее абстрактный, хотя все балеты Килиана — о любви, о взаимоотношениях женщины и мужчины, это главная тема всех его балетов. Думаю, каждый находит в этом спектакле свой смысл. И конечно, Килиан показывает, насколько совершенно человеческое тело и с какими безумными сложностями оно может справляться», — уверена Людмила Шипулина.

Синергетический эффект

Среди танцовщиков, вполне успешно преодолевавших трудности хореографии Килиана, был и Семен Величко, бывший артист новосибирского театра оперы и балета. Этот факт одновременно и радует — смотрите, какие кадры растит наша балетная школа, — и огорчает. Дело не в самом Семене, которому можно только пожелать удачи. В Новосибирске действительно умеют хорошо учить исполнителей балета, которые после окончания Хореографического училища проходят школу мастерства в театре. Тем более досадно, что специалисты, которых растили годами, покидают город. Отток балетных кадров в московские и зарубежные театры — тенденция, одолеть которую, похоже, посложнее, чем килиановские па. И здесь, по всей видимости, не обойтись без системных усилий по созданию в регионе привлекательных условий для развития творческих кадров.

Однако, как советуют мудрые, давайте сосредоточимся на плюсах. Тот факт, что художественный руководитель балета НГАТОиБ Игорь Зеленский является одновременно  художественным руководителем балетной труппы «Стасика», продолжает приносить нашему театру дивиденды в виде качественных премьер, высоких требований к уровню исполнения, звездных приглашенных солистов и возможности увидеть на нашей сцене лучшие достижения современной хореографии. Тем более что в недалеком будущем на сцене театра им. Станиславского готовится большая работа с Джоном Ноймайером — как сообщила Людмила Шипулина, это будет уже не перенос готового спектакля, а полноценная мировая премьера, которая пройдет одновременно в Москве и Гамбурге.

Фестиваль продолжается

Вернемся к фестивалю — вечер открытия продолжился нервной «Бессонницей» на грани сна и яви, а завершился блистательной постановкой на музыку Моцарта «Маленькая смерть. Шесть танцев», которую мы успели полюбить еще год назад. В программе фестиваля также «Щелкунчик» с Сергеем Полуниным и Верой Сабанцевой, «Шепот в темноте» и большой балетный дивертисмент, концерт учащихся Новосибирского государственного хореографического колледжа. А также премьер Михайловского Леонид Сарафанов в «Дон Кихоте» и Сергей Полунин с великолепной Дианой Вишневой (впервые в Сибири) в «Жизели». На закрытии фестиваля 27 апреля в «Баядерке» станцует солист Американского театра балета и премьер Михайловского театра Иван Васильев. Художественным руководителем фестиваля, как и в предыдущие годы, выступает народный артист России Игорь Зеленский.

Светская вечеринка

После спектакля Игорь Зеленский с артистами балета и представителями очарованного балетом новосибирского бизнеса переместились в «Чашку кофе» на Красном проспекте, чтобы в дружеской атмосфере отпраздновать успешное открытие фестиваля. Игорь Зеленский поблагодарил артистов балета, директора НГАТОиБ Бориса Мездрича и директора театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ару Карапетяна за состоявшийся спектакль, а также Дмитрия Терешкова, Дениса Иванова и Эдуарда Тарана за гостеприимство и интерес к балету.

К фуршету подоспел и заместитель министра культуры Новосибирской области Виктор Буланкин. Он объяснил свое отсуствие на спектакле тем, что в этот вечер и сам выходил на сцену «Красного факела» в качестве актера, а также поблагодарил Игоря Зеленского за то, что между Москвой, Лондоном, Сингапуром и Мюнхеном он не забывает о Новосибирске. «Традиционно фестиваль балета — весна, радость, любовь. Будьте окутаны вниманием всегда, в Новосибирске — особенно», — пожелал он артистам. Анна Терешкова сочла нужным извиниться перед деятелями искусства за полное отсутствие представителей городских и областных властей на открытии фестиваля и добавила: «В конце концов, вы танцуете для зрителей, а мы вас любим и уважаем. Спасибо огромное!»

 

Из зрительного зала

Наталья Сидукова, коммерческий директор ООО «Новосибирскснабсбыт»:

— Ни для кого не секрет, что Новосибирск уже давно считается культурной столицей Сибири, и фестиваль балета — лишнее тому доказательство. Прекрасно, что это событие есть в нашей жизни. Мне очень нравится хореография, я люблю современный балет так же, как и классический. Мы собираемся сходить еще на несколько спектаклей с участием звездных гостей, несмотря на то что уже не раз видели эти спектакли. В Новосибирске есть прослойка культурных зрителей, которые часто бывают за рубежом, мы сами часто бываем в Англии, стараемся попадать на премьеры в Королевской опере. Очень хотелось бы, чтобы наш новосибирский балет держался на мировом уровне — этого достоин наш театр, наши зрители. Так что в будущем ждем новых произведений и интересных исполнителей. Если говорить о балете «Восковые крылья», то в первую очередь впечатление произвела неожиданная декорация, которая сразу настроила на ожидание чего-то необычного. Думаю, в этом балете скрыто глубокое философское содержание.

Андрей Сидуков:

— Я всегда считал себя приверженцем классических форм, но в последнее время современная хореография мне также импонирует. Этим метаморфозам вкуса я обязан деятельности нашего театра, и за это большое спасибо всем, кто причастен к проведению фестиваля и созданию спектаклей. Однако в любом случае дерево не может расти корнями вверх, и любые современные формы должны зиждиться на классической основе.

Юрий Лаевский, доктор физико-математических наук:

— Балет «Восковые крылья» мне действительно понравился. Возможно, без пластического рисунка эта музыка могла бы показаться скучноватой, но у авторов получилось, на мой взгляд, уникальное сплетение. Пластика артистов совершенна, просто глаз не оторвать! Словно вдохнул с первыми тактами и выдохнул только в конце. Рисунок танца, переход внимания от одной паре к другой — все сделано изумительно. И антураж, конечно, выше всяких похвал.

Игорь Безматерных, заместитель председателя Сибирского банка Сбербанка России:

— В Новосибирске мы с супругой недавно, и сегодня нам довелось погрузиться в стихию современного балета. Это хореография для знатоков и гурманов, и мне она понравилась. Самое сильное впечатление произвел балет «Шесть танцев»: происходящее на сцене идеально дополняет прекрасную музыку Моцарта, а общий результат потрясает. С нетерпением жду остальных фестивальных спектаклей. Считаю, что каждый культурный житель Новосибирска должен прожить апрель с балетом — лично я так и собираюсь сделать.

Автор: АННА ОГОРОДНИКОВА