Новосибирские промышленники назвали, что мешает импортозамещению

 

15 апреля 2015

Дорогие кредиты, закрытые тендеры и даже гособоронзаказ – в числе причин, мешающих импортозамещению. Так считают представители промышленности Новосибирска.

Доля импортных товаров в России составляет в среднем 80%. В станкостроении эта доля порядка 90%, в легкой промышленности - 70-90%,в фармацевтической и медицинской промышленности - 70-80%, в пищевой промышленности - 60-80%. Об этом сообщил начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько на круглом столе, который провел ИД «Коммерсантъ-Сибирь».

«Минпромторгом РФ приняты 19 отраслевых планов по гражданским секторам промышленности. Новосибирску не стоит пытаться объять необъятное. Нужно концентрироваться на точках роста, на том, что мы здесь можем реализовать», - сказал он. Люлько подчеркнул, что железный занавес для импорта никто опускать не собирается, речь идет о независимости в военно-промышленном комплексе, а в гражданской промышленности международную кооперацию никто не отменял.

«Например, на Чкаловском заводе закуплены станки немецкого концерна Fooke, который предлагает создать у нас совместное сборочное производство станков и центр подготовки кадров. Я думаю, это тот путь сейчас, который нас может интересовать. Импортозамещение может идти за счет такой кооперации», - сказал Люлько.

Также Новосибирск, по мнению начальника департамента, может поучаствовать в отраслевых планах Минпромторга РФ созданием новых производств на основе научных разработок.

«Нужно провести аудит разработок нашего Академгородка, можно ли их внедрить в промышленность. Если есть, то должны возникать инжиниринговые центры», - считает генеральный директор ЗАО «Экран-оптические системы» Валерий Гугучкин. Для завершения цикла нужны новые заводы, которые необходимо строить. Например, в области электроники в России, по его мнению, нет ни одного завода уровня предприятий Европы или Японии. «Я вижу будущее Новосибирска в создании научно-производственных объединений в составе академического института, инжиниринговой компании и завода. Это должно быть решено на государственном уровне», - сказал он.

Он предлагает создать объединения на основе Института физики полупроводников, Института автоматики, Института органической химии, Института неорганической химии и Института твердого тела СО РАН: «Импортозамещение – это фантастически сложная задача, и когда говорят с высоких трибун, что через два-три года мы весь импорт заместим, это люди совершенно не понимают обстановки в наукоемких производствах».

Валерий Гугучкин считает, что государство способствует разгону инфляции, повышая тарифы естественных монополий, в частности, на электроэнергию, а российские предприятия не спешат развиваться самостоятельно, потому что ждут гособорнзаказ. «Гособоронзаказ - это вторая "нефтегазовая игла". Если бы Новосибирск прекратил выполнять гособоронзаказ, сколько бы людей осталось без работы? Фантастическая цифра, город стал бы депрессивным», - сказал он.

Гугучкин призвал пользоваться гособоронзаказом для создания свободного конкурентного гражданского рынка, а не удовлетворяться его наличием. Он считает, что либо деньги закончатся, либо армия наполнится вооружением и тогда гособоронзаказ пойдет вниз.

Генеральный директор Группы компаний «Обувь России» Антон Титов полагает, что при сегодняшней ситуации на финансовом рынке все усилия как Минпромторга РФ, так и региональных и местных властей бессмысленны. "При такой позиции Центробанка говорить об импортозамещении смысла нет, потому что при ставке 17-23% годовых и при сроке кредитования максимум до года мало отраслей, в которых это получится", - сказал он.

Титов считает, что санкции, в результате которых транснациональные корпорации не расширяют свое присутствие на российском рынке, пойдут на пользу местным производителям. Этот фактор, по его оценкам, сильнее скачков рубля. «Мы видели, как менялся рынок, когда приходили крупные игроки, что стало с производителями мебели, когда пришла IKEA. Я считаю, сегодняшняя ситуация позволяет нам получить временной лаг в пять лет и за это время закрепиться внутри страны», - сказал он.

Представители наукоемких производств рассказали, что они успешно реализуют свою продукцию за рубежом, но не выигрывают тендеры в России, несмотря, в том числе, и на падение рубля, из-за которого продукция конкурентов взлетела в цене. По словам руководителя ЗАО «Гормашэкспорт» Андрея Степаненко, все крупные компании сейчас выставляют свои тендеры на закрытых платных площадках. "Таких площадок огромное количество, все отслеживать невозможно. Информация о государственных закупках или о закупках госмонополий должна быть открыта. Так, как это происходит сейчас, нередко приводит к развитию коррупционных схем", - сказал он.

Управляющий новосибирским филиалом «Россельхозбанка» Станислав Тишуров считает, что в сельском хозяйстве нужно говорить не только о замещении иностранного импорта, но и импорта из других регионов. «В Новосибирской области производим большой объем сырья, вывозим его в другой регион, готовый продукт завозим обратно. Добавочная стоимость остается там. Это в корне неправильно. В Новосибирской области надо выстраивать переработку», - сказал он.

Тишуров отметил, что в торговых сетях Новосибирска продается, например, кузбасское, алтайское молоко, при этом новосибирские мощности недогружены. Так, Купинский молзавод рассчитан на 250 тонн в сутки, но производит только 30. Тишуров считает, что в решении подобных вопросов предприятиям должны помогать власти, выстраивая взаимодействие между ними.

Мария Кормильцева

Источник: РБК