Новосибирск остро нуждается в кадрах для инновационной экономики

 

23 апреля 2014

На рынке труда острейший кадровый голод. Если раньше все говорили о дефиците рабочих специальностей, то сейчас первостепенной проблемой считают подготовку кадров для инновационной экономики.

В этом году министерство образования Новосибирской области приступило к реализации проекта, в рамках которого обучение магистрантов «заточено» под нужды конкретных предприятий. Студенты в панике — если выпускник не пожелает по окончании вуза работать на базовом предприятии, ему придется вернуть областному бюджету, из которого финансируется программа, 200 тыс. руб.

Потребность в классических рабочих специальностях в среднесрочной и долгосрочной перспективе  расти не будет – предприятия постепенно переходят на высокотехнологичные методы производства. Так считает директор КПМГ в Новосибирске Денис Черников. Президент НТПП Вячеслав Маркелов в принципе согласен с этим утверждением, но с оговоркой, что переход на высокотехнологичные рельсы займет несколько лет, а работать нужно сейчас. По словам заместителя начальника департамента промышлености, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Петра Прокудина, около 20 промышленных предприятий города испытывают острый дефицит кадров. А по данным заместителя министра труда Новосибирской области Андрея Головнина,  более 70% вакансий – рабочие профессии.

Директор компании БФК Максим Якубенко говорит, что на строительстве гостиницы в составе «Экспоцентра», которым занимается его компания, работают, в основном, выходцы из Восточной Европы и, в меньшем количестве, приезжие из деревень Новосибирской области. Привлечь к работе на стройке горожан практически невозможно:

«Местные не хотят работать руками».

Исходя из этого, Максим Якубенко предлагает решать кадровую проблему путем развития рынка арендного жилья – это активизирует миграцию. Вячеслав Маркелов, напротив, считает, что нельзя уповать на мигрантов – мы и так находимся в жесточайшей зависимости от импортных товаров и импортной рабочей силы. Надо возрождать собственное производство и собственную систему подготовки кадров.

И.о. ректора Новосибирского государственного университета экономики и управления Ольга Молчанова уверена, что в деле подготовки кадров у Новосибирска огромный потенциал. И это касается не только вузов. Ольга Молчанова рассказала о положительном опыте создания образовательных консорциумов, включающих образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального звена. Такой опыт есть на «НЭВЗ-Союз», на авиационном заводе им. Чкалова. Однако, по словам Ольги Молчановой, далеко не все предприятия имеют финансовые ресурсы для содержания собственных учебных заведений и понимают важность сотрудничества с образовательными организациями в подготовке кадров. Между тем кто-то должен работать в сфере малого и среднего предпринимательства, в бюджетных учреждениях.

По словам Андрея Головнина, сейчас в подчинении министерства труда и занятости находятся 60 профессиональных учебных заведений начального и среднего звена. Основная причина, по которой система профобразования не в полной мере справляется со своими функциями – слабая материальная база. У бюджета нет средств на то, чтобы обеспечивать училища и техникумы современным оборудованием, приглашать высококвалифицированных преподавателей.

Эту мысль продолжила руководитель департамента экономики и стратегического планирования мэрии Новосибирска Лариса Уткина:

«В местном бюджете остается не больше 20% от всех налоговых сборов. Остальное уходит в Москву. Естественно, этих средств не хватает на то, чтобы развивать систему профтехобразования. Мы уже много лет говорим о необходимости расширения финансовых полномочий для регионов. Но нас не слышат».

Пожалуй, главную причину непопулярности рабочих профессий озвучил директор завода «Экран» Павел Бобошик:

«Чтобы люди хотели работать на станках, им нужно хорошо платить. Зарплата оператора стеклоформовочной машины в Чехии, Германии, Словакии на 30% выше, чем в России». Тем не менее, по его словам, в условиях надвигающегося общемирового экономического кризиса у обладателей рабочих специальностей гораздо больше шансов остаться «при деле», нежели у «белых воротничков». «В Италии, Испании уже порядка 60% трудоспособного населения – безработные. Почти все они – выпускники вузов»,— рассказывает он.

Павел Бобошик считает, что крупный бизнес должен вкладываться в подготовку кадров для себя. И такую позицию топ-менеджера поддерживает собственник «Экрана». Собственно, такая система была при социализме во всех странах соцлагеря: при каждом крупном предприятии было профессиональное училище. Максим Якубенко, напротив, не готов вкладываться в подготовку кадров:

«Какой в этом смысл, если человек, получив образование за счет моего предприятия, уйдет работать на другое?»

Удержать работника хорошей зарплатой для новосибирских предпринимателей — задача невыполнимая, тем более, что зарплатные ожидания зачастую завышены.

«Более 80% дохода предприятия я отдаю в качестве налоговых и кредитных платежей, — объясняет председатель правления некоммерческого партнерства «Объединение перевозчиков Сибири» Николай Пенягин. – Из оставшихся 20% прибыли я не могу платить водителям по 60 тыс. руб. в месяц, как они того требуют».

Денис Черников обращает внимание еще на один нюанс: можно вложить миллиарды бюджетных рублей в систему профессионально-технического образования, но до тех пор, пока молодежь будет мечтать о профессиях судебных приставов и чиновников, траты будут бессмысленны.

Автор: Екатерина Соснина Деловой квартал