Сбережение финансов

 

30 июня 2020

Энергосберегающие технологии, дающие экономический эффект при малых затратах, введены в практику многих промышленных производств. Сегодня это считается трендом на предприятиях Сибири и не только по причине государственной политики: промышленники идут по этому пути для снижения расходов и негативного влияния на экологию. Однако дальнейшее внедрение энергоэффективных технологий подразумевает долгосрочную окупаемость и требует государственного стимулирования, которых сегодня недостаточно, говорят эксперты рынка и практики бизнеса.

Экономика экономии

Внедрение энергосберегающих технологий подразумевает снижение затрат бизнеса на производство продукции в виде уменьшения стоимости используемых ресурсов — будь то первичные энергоносители или же их производные (электрическая или тепловая энергия). По мнению заведующего кафедрой тепловых электрических станций Новосибирского государственного технического университета, доктора технических наук Сергея Елистратова, потенциал энергосбережения — количество топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), которое можно сберечь в результате внедрения новых технологий, — для России составляет как минимум 40% от количества всех имеющихся ТЭР, используемых в стране.

«Применение энергоэффективных технологий является безусловным приоритетом для промышленности»,— говорит технический директор АО «Завод „Экран“» Павел Грачев. В качестве аргументов он указывает на снижение конечной стоимости продукции, рост конкурентоспособности, а также уменьшение техногенной нагрузки на окружающую среду, которых можно достигнуть в результате снижения объемов потребления энергоресурсов.

Тем не менее при кажущейся очевидной заинтересованности бизнеса во внедрении энергоэффективных технологий экономическая составляющая необходимой модернизации производств пока не становится драйвером энергосбережения. «Существующая законодательная база не создала экономически ощутимых стимулов к энергосбережению в промышленности»,— считает Сергей Елистратов. По его словам, отечественная сырьевая экономика не позволяет снизить потенциал энергосбережения — чем больше сырья производится, тем меньше заинтересованность в его экономии.

А Павел Грачев говорит об обратной стороне энергосберегающих мероприятий: генерирующие компании, занимающиеся поставкой энергоресурсов, при снижении объемов их потребления становятся в каком-то смысле заложниками ситуации, что непременно приведет к более высоким темпам роста тарифов и цен. Тем не менее технический директор «Экрана» констатирует: в Сибири, как и в России в целом, существуют энергосберегающие технологии, доведенные до стадии практического применения и используемые прежде всего при строительстве новых объектов. По его мнению, это обусловлено изменившейся под требования закона об энергосбережении нормативной базой, используемой уже на этапе проектирования.

Реалии сбережений

Очевидные решения, дающие экономию без существенных финансовых вложений, давно включены в технологические цепочки производителей промышленной продукции. «И сегодня мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий в большинстве своем являются затратными. Срок окупаемости вложений в такие технологии не должен превышать 3–5 лет, чтобы быть привлекательным и для потребителей, и для предприятий»,— убежден Павел Грачев. При этом стимулирование внедрения энергоэффективных технологий со стороны государства во многом носит лишь методологический характер. В такой ситуации бизнес самостоятельно выбирает направления внедрения новых технологий, исходя из собственных экономических моделей.

«Благодаря реализуемым проектам совокупное энергопотребление алюминиевого дивизиона объединенной компании «Русал» по итогам 2019 года сократилось на 4% по сравнению с 2011 годом»,— говорит технический директор ОК «Русал» Виктор Манн.

Предприятие другой сферы экономической деятельности — ООО «Сибирская генерирующая компания» (СГК) — внедряет энергосберегающие технологии на стадии извлечения тепловой и электрической энергии из топливных энергоресурсов. Начальник отдела реализации инвестиционных проектов Новосибирского филиала СГК Александр Корчагин рассказывает об успехах этой работы в феврале 2020 года. «Обновленный агрегат стал значительно экономичнее: за месяц расход условного топлива снизился более чем на 800 т, а экономия расхода газа составила 5%»,— приводит цифры Александр Корчагин.

В целом же на всех пяти станциях Новосибирского филиала СГК программы энергоэффективности обес­печили в 2019 году экономию 23,6 тыс. т топлива, и в 2020 году реализация программ энергосбережения будет продолжена.

«В нашем приоритете находятся решения, связанные со снижением затрат энергии на производство продукции резидентами промпарка „РИД Экран“ и позволяющие, если объемы производства растут, снизить или сохранить на прежнем уровне существующее потребление электроэнергии и газа»,— говорит Павел Грачев. В качестве примера таких решений он приводит использование современных устройств частотного регулирования в электро­оборудовании и внедрение якорным резидентом ООО «Сибирское стекло» технологии NNPB, которая на 30% снижает массу выпускаемой бутылки, сокращая и количество сжигаемого природного газа для ее изготовления.

Стимулы эффективности

Несмотря на прилагаемые усилия по внедрению энергоэффективных технологий со стороны бизнеса, роль государства лишь в виде нефинансового регулятора недостаточна для решения задачи сбережения и оптимального использования топливно-энергетических ресурсов. «В настоящем и в будущем для создания объективной научной базы для реализации энергосбережения в промышленности необходимо развивать комплексный подход к оценке энергоэффективности, экологичности и экономичности показателей работы отдельных промышленных технологий, деятельности предприятий и региональных экономик»,— говорит Сергей Елистратов.

Проблемы на пути эффективного использования энергоресурсов возникают не только у потребителей, но и у поставщиков, поэтому поиск разумных компромиссов, где государство может содействовать сохранению баланса интересов всех сторон, неизбежен. «Ускорению внедрения энергосберегающих технологий, помимо законов, обязывающих „менять лампочки“, помогут два, на первый взгляд, противоречивых обстоятельства»,— считает технический директор АО «Завод „Экран“». В качестве первого из них он называет оказание помощи, в том числе финансовой, государственными или региональными фондами в реализации программ энергосбережения предприятий. Вторым же, по его мнению, является регулирование стоимости энергоресурсов, которое, с одной стороны, должно стимулировать предприятия снижать объемы их потребления, а с другой — позволить поставщикам энергии сохранять дееспособность в условиях падения потребления энергоресурсов.

Автор: Игорь Степанов

Источник: Коммерсантъ Сибирь