Гендиректор ЗАО «Экран-оптические системы» предложил объединить науку и производство в кластеры

 

26 декабря 2014

С этой идеей в мэрию Новосибирска обратился гендиректор ЗАО «Экран-оптические системы» Валерий Гугучкин.

– За последние семь лет доля экспорта нашей продукции выросла до 87%, а импорта материалов и комплектующих, требуемых для ее выпуска увеличилась с ноля до 19%, по некоторым видам до 61%, – говорит Валерий Гугучкин. – Их нужно заменить отечественными аналогами, большинство которых можно производить в Новосибирске, организуя рабочие места и увеличивая налогооблагаемую базу

По словам Валерия Гугучкина, на предприятии готовы сформулировать для институтов СО РАН задачи по разработке необходимых заводу материалов и комплектующих, а также тех, что будут востребованы на российском рынке. «ЭОС» уже начал сотрудничать в этом направлении с институтами физики полупроводников им А. В. Ржанова (ИФП СО РАН), неорганической химии им. А. В. Николаева, органической химии им. Н. Н. Ворожцова.

В письме на имя мэра Анатолия Локтя Валерий Гугучкин предложил создать на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) оптико-электронный кластер или концерн, а также кластеры на базе институтов органической, неорганической химии, автоматики СО РАН: в рамках объединений в одной связке работали бы учреждения академической и прикладной науки, профильные производственные компании

– Таким образом, мы сумеем найти практическое применение фундаментальным научным исследованиям, запустить опытное, а затем серийное производство новейшей ночной и тепловизионной техники и материалов, и в конечном итоге отказаться от импортных аналогов. Для этого в Новосибирске есть все предпосылки, и, прежде всего, мощнейший научный потенциал.

Как сообщил Валерий Гугучкин, в ИФП СО РАН разработаны технологии создания датчиков (приемников) для тепловизоров на основе кадмий-ртуть-теллура и уже появились опытные образцы; в институте автоматики СО РАН – электронные модули обработки изображения, ультрафиолетовые приемники, фиксирующие старты летательных аппаратов, опытные образцы оптоэлектронных приборов дальнего инфракрасного и терагерцового излучения (на базе ячеек Галлея), которые позволяют обнаруживать гиперзвуковые цели и могут быть использованы для контроля багажа пассажиров и в интерскопии.

– Для нужд радиоэлектронной промышленности институту органической химии СО РАН необходимо найти замену лакам, компаундам, герметикам, праймерам – большинство этих материалов сейчас поставляют из стран НАТО, – продолжает гендиректор «ЭОС». – В институте неорганической химии или в институте твердого тела СО РАН – разработать люминофоры для отечественных предприятий, выпускающих электронно-оптические преобразователи, осветительные и люминисцентные приборы. Кроме того, в России для выпуска фотоэлектронных умножителей (их в России изготавливает только ЗАО «Экран-оптические системы») нужно возобновить производство некоторых материалов: сегодня используют старые запасы, заменителей нет ни в стране, ни за рубежом.

В настоящее время акционер ЗАО «Экран-оптические системы» уже финансирует разработку бизнес-плана для создания ряда импортозамещающих изделий. – Предполагаем, что их серийный выпуск также наладят в формате ГЧП, – говорит Валерий Иванович.

Необходимость расширения импортозамещения он объясняет не только санкциями, но и стремлением снизить затраты, а также потребностью определить вектор развития наукоемкой высокотехнологичной промышленности в нашей стране:

– Мы покупаем материалы за рубежом, потому что качество российских страдает, либо они очень дороги. Есть такой элемент в электронной технике – газопоглотитель, который у иностранного производителя в пять или даже шесть раз дешевле, чем у отечественного. Наши монополисты буквально выкручивают руки: ссылаясь на растущий курс доллара, поднимают цены на свои изделия на 60 % и более, хотя объективных причин к этому нет, поскольку используют местное сырье. А часть комплектующих в России вообще не изготавливают.

Кроме того, по мнению Валерия Гугучкина, на государственном и региональном уровнях нужно ввести налоговые льготы для учреждений фундаментальной и прикладной науки, высокотехнологичных наукоемких предприятий, а также обеспечить им преференции при получении банковских кредитов.

– В конечном счете система преференций и льгот, которые позволят привлечь российский бизнес к научным разработкам, прикладной науке, наукоемкому и высокотехнологичному производству, должна быть выработана на законодательном уровне, – резюмирует Валерий Иванович. – Те же меры необходимо принять и в отношении иностранного бизнеса – чтобы экспортировать технологии и высокотехнологичное оборудование. К сожалению, при существующих процентных ставках по кредитам – от 28 до 38%, реиндустриализация и импортозамещение весьма проблематичны.