Заграница нам поможет

 

5 марта 2015

Генеральный директор ОАО «Новосибирский завод «Экран» Павел Бобошик принял участие в проекте «Варяги» журнала «Стиль», рассказав о творчестве в бизнесе, главном условии развития предприятия и личном рецепте успеха.

Павел Бобошик, с 20 декабря 2013 года – генеральный директор ОАО «Новосибирский завод «Экран».
Родился 24 сентября 1963.
Место рождения – Прага (Чехословакия).
Окончил Высшую Школу Экономики в Праге, Wolfson College Кембриджского университета; получил бизнес-образование в Гарвардской и Лондонской школах бизнеса, бизнес-школе Слоана Массачусетского технологического института, степень МВА – в Школе Международного Менеджмента Thunderbird имени Сэмюэла Гарвина.
Работал в SAHM (1991-2010) – это крупнейший немецкий производитель изделий из стекла и керамики.
Женат, две дочери.

Почему вы приняли решение приехать в Сибирь и работать здесь? Что было главным мотивом?
– На завод «Экран» приехал в 2013 году в качестве международного эксперта стекольной отрасли – помимо сотрудничества с SAHM (Павел являлся совладельцем создаваемых компанией предприятий на территории Чехии, России, Украины, Китая. – Ред.), на протяжении длительного времени я консультировал «Чешский экспортный банк» по строительству новых стекольных мощностей. Меня пригласили проанализировать работу завода, причем в то время, когда на рынке стеклотары начался затяжной кризис. Потенциал «Экрана» на фоне других производителей тарного стекла, я оценил высоко, причем его перспективы, в том числе, связанные с местоположением (Западная Сибирь. – Ред.), были для меня очевидны, и, более того, увлекали. Потому я и принял предложение занять должность заместителя гендиректора по развитию, а через некоторое время возглавить завод.

В чем главные отличия русского бизнеса от европейского?
– Бизнес в России очень творческий – из-за бюрократии, государственных ограничений и высоких процентных ставок для корпоративных клиентов и, в частности, промышленников. Эти жесткие условия требуют креативных людей с отвагой. Тех, кто умеет рисковать и брать на себя ответственность. Ведь здесь говорят «спасибо» только за результат, а не за то, что ты стремился к нему, как это происходит в англо-саксонском мире.

Какие ошибки вы допустили, начав работать в России? Какой урок для себя, как для бизнесмена, смогли извлечь?
– Скорее, уместно говорить не об ошибках, а о корректировке ожиданий. Людям неинтересен производственный процесс, поэтому добиваться эффективности сложнее. Многие, как при социализме, зная, что гарантированно получат зарплату, не переживают за общее дело. Они просто выполняют свои обязанности, и даже неплохо. Но моя миссия состоит еще и том, чтобы мотивировать их не только зарабатывать деньги, но и привносить в работу свои идеи. В этом случае предприятие развивается успешно.

Расскажите, пожалуйста, о достижениях в бизнесе, которые повлияли на вас коренным образом?
– Я имею разный опыт – создания, выкупа, продажи, реструктуризации и даже банкротства компаний, готов использовать его и дальше. Став «стекольным королем Чехии», мне хотелось бы участвовать в консолидации стекольной отрасли и в России.

Как вас воспринимают подчиненные? Есть ли сложности в диалоге из-за разницы в культурной и ментальной составляющей?
– Последний год я с утра и до вечера постоянно общаюсь на производственные темы, и открыт к диалогу с каждым из сотрудников. Сложностей в общении не испытываю. А непонимание, которое порой возникает – всего лишь рабочие моменты.

Ваш личный рецепт успеха в бизнесе?
– Всегда идти вперед, выдерживать удары и продолжать свой путь. Жизнь – не только движение по прямой, в ней есть повороты и падения. Поэтому важна способность быстро восстанавливаться, чтобы вновь побеждать.