Эдуард Таран. Три кита долговечности дорог – будут ли они у России?

 

2 октября 2012

В настоящее время всё большей популярностью при строительстве дорог пользуется цементно-бетонное покрытие. В Сибири с применением новой технологии строятся самые ответственные участки.

Так называемый Северный обход Новосибирска – федеральная автомобильная дорога Омск-Новосибирск на участке Прокудское-Сокур с мостовым переходом через Обь у поселка Красный Яр – является самым крупным проектом в дорожной сфере Западно-Сибирского региона. Также значимый объект - вторая взлетно-посадочная полоса аэропорта «Толмачево». Толщина всех слоев, уложенных под ВПП, превышает человеческий рост. Песок, щебень, пескоцемент, бетон, и самый верхний слой - монолитный цементобетон.

В ходе последних научных исследований эксплуатационные свойства подобного дорожного покрытия были признаны лучшими. Однако какие параметры должны соблюдаться на практике, чтобы новые дороги действительно прослужили десятилетия? Долговечность дорог, как и принято, стоит на трех китах.

В основе всего - цемент, качество которого должно быть обязательно подтверждено сертификатом. Во-вторых, соблюдение технологии производства бетона. И третий «кит» - соблюдение требований, предъявляемых к укладке дорожного покрытия. То есть за качество конечного объекта в равной степени отвечают как производители строительных материалов, так и строители.

Рынок цемента Сибири, к сожалению, наполнен не только продукцией местных производителей, но зарубежных, поступающих из Китая и других стран. Зачастую никакими сертификатами качества партии этих стройматериалов не сопровождаются, да и сами качественные характеристики данной продукции оставляют желать лучшего.

Поэтому зарубежные производители пытаются завоевать рынок более низкими ценами - в надежде на то, что потребитель в погоне за экономией не будет задумываться о качестве продукции. Либо выбирают второй путь – продают товар под маркой раскрученного брэнда, в качестве которого покупатель не усомнится.

С жалобами на качество продукции иногда приходится сталкиваться специалистам ОАО «Искитимцемент». При проведении лабораторных анализов картина всегда получается одна и та же – в мешках с торговой маркой «Искитимцемент» выявляется продукция, приехавшая из-за рубежа.

В этом свете представляет интерес сравнительный анализ составов клинкеров и цементов российских и зарубежных производителей. Испытание цементов показали, что искитимский, топкинский, тимлюйский цементы выдерживают без признаков разрушения 13-16 циклов. Наиболее высокие показатели прочности показали образцы, изготовленные из цемента производства ОАО «Искитимцемент». Образцы из всех китайских цементов выдержали только по 4 цикла с признаками значительных деформаций.

Только в июле 2012 года на завод трижды поступали частные претензии на продукцию, приобретенную в одном из строительных магазинов Новосибирска. Покупатели жаловались на большое водопотребление цемента, долгое время схватывания, непрочность конечного изделия. Обследование показало, что, кроме слова «Искитимцемент» на упаковке, данную продукцию с заводом ничто не роднит. Если бы потребители внимательнее относились к таким немаловажным вещам, как указание правильного названия самой организации и продукции, ГОСТа, требовали предъявить сертификат (который обязательно выписывается заводом на каждую партию) – проблем бы не возникло.

Тем более ответственно к этому вопросу стоит подходить крупным организациям. Занимающимся, кстати, не только дорожным строительством, но и возведением жилых зданий и промышленных сооружений. Область применения цемента чрезвычайно широка. Задача потребителя – научиться отличать продукцию, произведенную по ГОСТу, от подделки. И, чтобы получить качественное строение в итоге, изначально требовать сертификат качества на основу строительства – цемент.

Для строительства второй ВПП аэропорта «Толмачево», с апреля 2005 по август 2009 года «Искитимцемент» поставил на строительство полосы 99 200 тонн цемента использующегося для бетона дорожных и аэродромных покрытий. Причем по просьбе генерального подрядчика строительства - Треста «Камдорстрой» - эти партии цемента производились по специально разработанным техническим условиям, наиболее полно отвечающим требованиям заказчика. То есть за качество покрытия взлетной полосы можно не беспокоиться. Продукция «Искитимцемента» всегда выпускалась в соответствии с требованиями российских, а с недавнего времени и зарубежных стандартов. Контроль качества продукции осуществляется на каждом этапе её производства, начиная от добычи сырья в карьере и заканчивая погрузкой готового цемента. На каждую партию продукции Центральная Лаборатория завода выписывает сопроводительный сертификат.

В июле 2009 года в ОАО «Искитимцемент» был проведен сертификационный аудит с целью сертификации системы менеджмента качества применительно к производству портландцемента на подтверждение соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008). Из предприятий цементной промышленности, расположенных за Уралом, «Искитимцемент» был первым, кто получил подобное подтверждение качества своей работы и продукции. В декабре 2009 г. получили сертификаты на соответствие выпускаемой продукции стандартам РФ и новому стандарту, гармонизированному с европейским EN 197-1:2000.

В 2011 году на ОАО «Искитимцемент» была продолжена работа по поддержанию в рабочем состоянии системы менеджмента качества с целью повышения её результативности. По итогам работы предприятия ежегодно проводится подсчет коэффициента результативности СМК предприятия в целом и по отдельным группам показателей. Значение коэффициента по итогам каждого года составляет больше единицы, что говорит о результативном функционировании СМК.

О предприятии ОАО «Искитимцемент»

ОАО «Искитимцемент» является крупнейшим предприятием по производству строительных материалов в Новосибирской области. Завод имеет 78-летний опыт работы, свои профессиональные традиции. Предприятие представляет собой обособленное производство с 4-мя технологическими линиями (установленная производственная мощность по цементу – 1 640 тыс. тонн). В 2012 году запланирован рост объемов производства не менее 1,4 млн. тонн.

На предприятии используются инновационные материалы и высокотехнологичное оборудование. Продолжается техническое перевооружение; внедрение современных технологий, обеспечивающих высокое и стабильное качество продукции; реализуются мероприятия в области охраны окружающей среды; проходит максимальная автоматизация всех процессов производства, а также компьютеризация и внедрение современных информационных технологий на всех этапах производства. В ОАО «Искитимцемент» внедрена система менеджмента качества (СМК) применительно к производству портландцемента, соответствующая требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008). В 2012 году осуществлен переход на выпуск цемента по ГОСТ 31108.

Журнал "Саморегулирование и бизнес" № 10 (30) октябрь 2012

http://www.sroprof.ru/journal/October2012