Вернуться к советскому опыту не получится

 

7 октября 2024

Председатель Комитета по развитию производства и потребления стеклянной тары Ассоциации «СтеклоСоюз», генеральный директор ООО «Сибирское стекло» (актив РАТМ Холдинга) Антон Мор принял участие в работе круглого стола, посвященного переходу к экономике замкнутого цикла, который организовал информационно-аналитический портал Infopro54.ru.

– По информации ППК «Российский экологический оператор», ежегодно в стране образуется 5 млн тонн стекольных отходов, из них в хозяйственный оборот возвращаются менее 20 %. Причем через несколько лет, с 2027 года, утилизации должно подлежать 100 % всей упаковки, согласно Концепции совершенствования РОП. Что мешает сократить этот разрыв?
В рамках РОП производители упаковки, в том числе, стеклотары, несут ответственность за весь жизненный цикл своей продукции. Но наше влияние на этапах ее превращения в отходы и последующего сбора (речь о процессах, происходящих на уровне домохозяйств) весьма ограничено. В муниципальных образованиях не сформирована и законодательно не закреплена система сортировки ТКО на придомовых территориях. Раздельный вывоз рассортированных жителями отходов для многих регоператоров по обращению с ТКО нерентабелен, поскольку повлечет дополнительные расходы на приобретение машин, организацию рейсов, ГСМ и т.д. Если учитывать это в тарифах, то они вырастут, что, в свою очередь, породит социальную напряженность и затормозит формирование культуры обращения с ТКО.
При транспортировке стекла на полигоны в составе смешанных отходов прессующие механизмы мусоровозов-компакторов превращают его в осколки, которые проблематично извлекать из общей массы. Компании-сборщики отдают приоритет ликвидным мусорным фракциям, занимаясь стеклобоем по остаточному принципу. Требованиям к вторичному сырью он не соответствует, а стоит дороже шихты (смеси минеральных компонентов для изготовления стекломассы – РЕД.). Платить за него больше не имеет экономического смысла, тем более, предприятие несет затраты на транспортировку и обработку.
Применить советский опыт – когда бутылки использовали повторно по прямому назначению – уже не получится. Производителям напитков придется приобретать оборудование для мытья и дезинфекции бывшей в употреблении тары, что предполагает инвестиции и к тому же бессмысленно: такие стеклоизделия имеют незначительные сколы и другие дефекты, а розлив идет на высоких скоростях и линия может остановиться, если на нее подать некондиционную упаковку.
Постановлением Правительства РФ в 2024 году норматив утилизации отходов упаковки, выпущенной стеклозаводами, установлен на уровне 25 %. А, например, в настоящее время на «Сибстекле» доля стекольных отходов в производстве бесцветной тары достигает 30-35 %, коричневой – 55-60 %, компании присвоен официальный статус «Партнер национальных проектов России» по треку «Экология». Однако в реестр утилизаторов подавляющее большинство стеклотарных предприятий пока не входит из-за избыточных требований Росприроднадзора (осуществляет ведение реестра – РЕД.), обусловленных непониманием специфики производственных процессов утилизации стекла. Сложилась парадоксальная ситуация: не попадаете в реестр – значит, по формальным признакам не выполняете норматив, как следствие, отчисляете экологический сбор. Сегодня мы развиваем свои утилизационные и обрабатывающие мощности в надежде, что порядок включения в реестр утилизаторов все-таки будет урегулирован в диалоге власти с отраслевым сообществом.