Антон Мор: «Опираясь на традиции, меняем рынок»

 

8 июля 2024

Генеральный директор завода «Сибстекло» (актив РАТМ Холдинга) запустил серийный выпуск суперлегкой стеклянной тары, перевел производство на сибирское сырье и формирует заводскую культуру вокруг вдохновляющих смыслов, расти в которой может каждый.

Вы десять лет работали на предприятии коммерческим директором, но оказаться в кресле генерального — совсем другой опыт. С какими трудностями столкнулись?

С коллегами-руководителями подразделений мы воспринимали друг друга на равных. А после того, как возглавил завод, конечно, произошла перенастройка, причем естественно. Мне самому резко «включать начальника» не пришлось. Выше должность – больше ответственность, и потому уже другая весовая категория, иное взаимодействие и все это понимали. Ну, или почти все. Пришлось глубже вникать в производство и изучать его с другой стороны, разбираться в качестве продукции. Словом, я столкнулся с множеством нюансов, увидев работу предприятия в целом, а не под определенным углом, как раньше.

Что стало самым неожиданным тогда на новой должности?

Подписывать огромное количество бумаг, до сих пор к этому не привык. А по большому счету, неожиданностей не было: я хорошо представлял задачи, в которые придется погружаться. Что интересно – многие сотрудники перешли в общении со мной на «вы» — причем даже те, от кого не ожидал. Наверное, им так проще соблюдать субординацию.

Важнее эффективная бизнес-стратегия или человеческие отношения?

Часто это преподносят как дилемму, хотя одно другому не противоречит. Отношения, доверие, признание заслуг – то, что создает среду для общения и обмена идеями, является основой эффективности и частью стратегии. Когда коллектив делает общее дело, да еще в здоровой атмосфере, понимая куда и к чему идет, то добивается успеха — и наш завод тому пример.

Что изменилось с тех пор, как вы возглавили компанию?

Мы запустили новые проекты. Переформатировали работу склада, автоматизировали многие процессы. В рамках экологической программы увеличили использование вторичных ресурсов – отходов стекла. Сейчас их доля в составе компонентов доведена до шестидесяти процентов. На других заводах говорят, что у них максимальный порог — сорок процентов. Кроме того, если еще год назад для изготовления стеклотары мы привозили песок из Ульяновской области, то теперь применяем местный, обогащая его на предприятии. На качестве стеклоизделий замещение не сказалось. Сократили логистическое плечо и в результате свой транспортный след.

Есть какие-то стимулы для поиска нестандартных решений?

Завод расположен вдали от традиционных источников сырья для стекловарения, большинство освоенных месторождений находятся в центральной и южной России. Поэтому начали рассматривать альтернативные варианты за Уралом, в том числе, опираясь на разработки времен СССР, сохранившиеся в архивах. Чтобы ускорить стеклоформующие машины и увеличить выпуск продукции из одной тонны стекла, снижаем вес тары, сохраняя прочие параметры. Когда я озвучил инициативу облегчить бутылку до рекордных двухсот тридцати пяти граммов, то на заводе к этому отнеслись скептически. В итоге все получилось, при таком литраже аналогов ей нет.
Раньше на «Сибстекле» придерживались парадигмы «клиент всегда прав», то есть, действовали как исполнители. Сейчас сами предлагаем конструктивные решения, в этом и есть суть партнерства. Мы вместе создаем конечный продукт, который держит в руках потребитель.

Боль современных заводов сегодня — проблема с кадрами. Удается привлекать молодежь?

Кадровая политика – это работа в долгую. Одно из направлений – с помощью экскурсий, через ценность ярких впечатлений. На «Сибстекло» приходят группы школьников и студентов: сейчас многие из них как раз придают особое значение зеленой повестке – заботятся о природе, разделяют мусор. Даем им возможность ощутить причастность к большому и красивому производству, связанному с утилизацией стеклоотходов, рассказываем о своих усилиях для уменьшения экологической нагрузки.
На линейные позиции готовы принимать соискателей без опыта и технического образования, обучать непосредственно на предприятии, платить стипендию, новичков опекают наставники.
Да, мы стремимся поддерживать преемственность поколений, но наш завод не должен восприниматься как советское наследие. Основные мощности построены в течение последних десяти лет, в компании кипит молодая энергия, которая позволяет нам, опираясь на традиции стекольной отрасли, менять рынок, реализуя прорывные идеи.

А как трансформируется заводская культура?

Главное – у людей на заводе постепенно перестраивается мышление, прекращают цепляться за старое, мол, «только так, и никак иначе» – я все реже слышу такие мнения. Здесь важно не скатиться в другую крайность – не ломать достигнутое, а интегрировать новые подходы в существующую систему.
На «Сибстекле» большой коллектив — семьсот пятьдесят человек. Разумеется, организуем корпоративные выезды, праздники, тимбилдинги, волейбольная и футбольная команды у нас есть. Сам я занимаюсь восточными единоборствами – тайским боксом.

Есть ли что-то общее между ним и управлением заводом?

– Да, и там и там велика цена ошибки. В боксе пропустил удар и можешь не устоять. Так и в бизнесе — неизвестно, будет ли шанс продолжить дальше. Спорт развивает быстроту реакции, а сегодня решения принимают на скорости. Хотя на крутых поворотах ее необходимо сбросить: есть у меня еще одно увлечение – мотоцикл. Учусь совершать маневры и оценивать целесообразность резкого торможения. Ну, и стараюсь выбирать правильную траекторию движения.

Текст: Анастасия Гарина

Фото: Алексей Цилер

Источник: Собака.ru