Лишние люди

 

24 февраля 2015

Снижение потребительского спроса и заказов от контрагентов, туманные перспективы на будущее в условиях продолжающегося геополитического конфликта вокруг Украины, санкций против России и ответных санкций против Запада, слабого руб­ля и дорогой мировой валюты — все это побуждает сибирские компании оптимизировать затраты, и, прежде всего, на персонал. За бортом оказываются сотрудники кредитных отделов банков, продавцы-консультанты, маркетологи, пиарщики и журналисты, всевозможные консультанты, специалисты по туризму и многие другие профессии, от которых бизнесу без большого ущерба можно отказаться в кризис. «Наша кадровая политика направлена, прежде всего, на выявление дублирующих функций, заорганизованности, ненужных этапов в работе, которые требуется оптимизировать и тем самым повысить производительность труда, а в конечном итоге, и эффективность производства», — описывает общий подход начальник службы управления персоналом ООО «Омсктехуглерод» Евгения Карась.

Неуклонно растущую безработицу кадровые агентства наблюдают последние полгода. По данным Новосибирск­стата, уровень безработицы в регионе в IV квартале 2014 года составил 6,2%, причем в декабре число безработных подскочило более чем на 10% к предыдущему месяцу. И рост безработицы продолжается. В Красноярске количество вакансий в январе по отношению к декабрю прошло года снизилось на два процента, при этом общее количество размещенных в Интернете резюме выросло на восемь процентов. В среднем на одну вакансию в городе на Енисее претендует пять человек.

От «балласта» избавляется не только бизнес, но и государство. Например, в середине февраля стало известно о готовности мэрии Красноярска сократить 164 штатных единицы, или 10–12% своего персонала. Это решение в городской администрации объяснили необходимостью повысить эффективность бюджетных расходов. На пять процентов сократится в 2015 году и численность краевых чиновников, притом, что правительство Красноярского края заметно проредило свои ряды еще в прошлом году. На 10–15% станет меньше наркополицейских и управленцев МЧС.

Тихой сапой

Сибирские предприятия очень любят рассказывать о своих достижениях, новых производствах и растущих продажах. Об оптимизации они предпочитают помалкивать. Тема неприятная. Помалкивали в прошлый кризис, помалкивают и сейчас — ни одно из опрошенных нами предприятий открыто не сообщило о реальных или планируемых увольнениях. «По кадровой политике точно не сможем предоставить [информацию], поскольку вопрос сокращения персонала для нас непростой», — заявили журналу «Эксперт-Сибирь», например, в Сибирском химическом комбинате (входит в состав топливной компании «ТВЭЛ» госкорпорации «Росатом») — градообразующем предприятии ЗАТО Северск (Томская область).

Известно, что в январе финансовые организации Новосибирской области уведомили регио­нальное министерство труда, занятости и трудовых ресурсов о сокращении 885 сотрудников. Но и банки не готовы говорить о кадровой оптимизации. Большинство наших запросов остались без ответа. Удалось получить комментарий лишь от банка «Акцепт», и то только потому, что это финансовое учреждение пока не сокращает своих сотрудников. «Банк не планирует мероприятия по оптимизации численности персонала в связи с тем, что последние годы банк «Акцепт» придерживался политики «умеренного роста численности», — говорит начальник отдела персонала банка «Акцепт» Наталья Царенкова. — Мы стремились не наращивать численность даже при росте бизнеса, а работать над оптимизацией и автоматизацией банковских процессов, тем самым повышая эффективность и результативность наших сотрудников. Опытные профессионалы всегда нужны и востребованы. Сейчас перед нами стоит задача не расставаться с нашими сотрудниками, а сохранить накопленный кадровый ресурс банка и направить его на решение новых важных задач».

Притом что рынок полон слухов о сокращении нескольких сотен штатных сотрудников в компании «Обувь России», в самой организации эту информацию не подтверждают. «Мы пересмотрели планы по набору персонала на этот год: столь активно увеличивать штат, как мы это делали раньше, не будем. Это связано с пересмотром инвестпрограммы на 2015 год: мы не планируем динамичного роста розницы, сосредоточимся на повышении эффективности уже работающих магазинов, развитии наиболее прибыльных и высокомаржинальных направлений. Сейчас берем только самых нужных сотрудников, которые курируют ключевые направления работы компании — это управление розницей, ассортиментом, развитие дополнительных сервисов для покупателей. В этом году в рамках стратегии импортозамещения будем наращивать производство как в Новосибирске, так и в Черкесске, поэтому будем принимать и обучать специалистов для наших предприятий», — рассказывает заместитель директора по связям с общественностью группы компаний «Обувь России» Наталья Паули.

Мораторий на наем сотрудников в 2015 году принят и в компании «Балтика», которая в конце января объявила о закрытии заводов в Челябинске и Красноярске («Балтика-Пикра»). Прекращение работы предприятий в «Балтике» объяснили продолжающимся падением рынка пива из-за сложной макроэкономической обстановки, несбалансированного регулирования и налогообложения отрасли. В результате закрытия заводов 1 мая без работы останутся 560 сотрудников, общая стоимость компенсационного пакета и программ поддержки составляет более 300 млн руб­лей. «Меры, направленные на поддержание эффективности, предпринимаются в рамках всей Carlsberg Group, частью которой является пивоваренная компания «Балтика». В отношении персонала позиция неизменна: люди являются главной ценностью компании, поэтому сотрудникам обеспечены современные условия труда, достойный уровень заработной платы, широкий социальный пакет. Компания заинтересована в профессио­нальном росте своих сотрудников и делает для этого все возможное, — комментирует управляющий по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям в регионе Сибирь компании «Балтика» Ольга Егорова. — В целом же состояние отрасли будет зависеть от адекватного государственного регулирования, которое поможет восстановить рынок в России».

Удачной охоты

По словам директора кадрового агентства «Люди дела» Елены Паршиковой, всего за несколько месяцев психология работника в сибирских компаниях поменялась кардинально. «В 2014 году значительных изменений на рынке труда не было. Рынок был кандидатским, большой спрос имели специалисты по продажам, инженерно-технические работники в производственных и строительных отраслях, рабочие специальности, обслуживающий персонал. Сегодня ситуация заметно меняется: люди дорожат своими местами, количество вакансий заметно сократилось, некоторые отрасли уже сегодня переживают кризисные изменения — туризм, печатные издания, типографии, некоторые строительные организации вынуждены сокращать персонал», — указывает Паршикова. Так, в разы сократилось количество вакансий швей, рабочих для типографии, так как кратно выросла стоимость бумаги. По данным агентства «Люди дела», после Нового года вырос спрос претендентов на вакансии производственных предприятий, на должности бухгалтера, юриста, дизайнера мебели.

«К началу 2015 года мы подошли с ситуацией на рынке труда, которую можно назвать тревожным ожиданием: компании оптимизируют бюджеты и расходы на персонал, соискатели отложили поиск новой работы до лучших времен. Некоторым из них, например, руководителям высшего звена, пришлось снизить свои зарплатные ожидания», — со своей стороны констатирует директор новосибирского филиала HeadHunter Екатерина Дегтярева. В начале 2015 года на сайте HeadHunter чаще других создавали резюме специалисты таких сфер, как «спорт, фитнес, салоны красоты» — рост 91% (по отношению к аналогичному периоду прошлого года), «административный персонал» — 66%, «продажи» — 61%, «маркетинг, реклама, PR» — 51%, «информационные технологии» — 49%. Самыми востребованными в Сибири по-прежнему остаются «продажники» и специалисты в области информационных технологий. «Несмотря на тревожные ожидания маркетологов и специалистов по рекламе, которых сокращали в прошлый кризис одними из первых, пока спрос на них не снизился до критической отметки, и они все еще входят в пятерку самых востребованных специалистов в регионе. Кроме этого, работодатели продолжают «охотиться» на специалистов редких специальностей, например, в энергетике, инженерных и технических областях. Сегодня компании готовы искать соискателей в других регионах и перевозить их. Да и сами соискатели стали более мобильными при поиске работы, все чаще они ставят пометку в резюме на hh.ru «Готов к переезду». Это одна из тенденций современного рынка труда», — подчеркивает Екатерина Дегтярева.

Стабилен на рынке лишь спрос на квалифицированных рабочих. Об этой проблеме уже многие годы говорят руководители практически всех сибирских предприятий. «К сожалению, КИПовцы, электрики и механики не стоят в очереди на проходной с просьбой принять их на работу, — с грустью отмечает генеральный директор ОАО «Новосибирский завод «Экран» (входит в РАТМ Холдинг) Павел Бобошик. — Из кого выбирать лучших мастеров, я не знаю. Эту проблему испытывают все заводы в России. Мы переманиваем людей друг у друга за огромные деньги». Так, завершение капитального ремонта стекловаренной печи № 2 и запуск третьей линии по производству облегченной бутылки позволит создать на «Экране» дополнительно 50–60 рабочих мест. По словам Бобошика, дефицит местных кадров усугубляется нежеланием высококвалифицированных специалистов из европейской части страны ехать в Сибирь. «Производительность труда, например, зависит от остановки производственной линии, остановка линии — от качества ремонта, а это не только вопрос наличия необходимых запчастей, но и отношения, подхода к выполнению ремонтных работ. Хороший специалист может отремонтировать быстро и надежно. Ехать в Сибирь такие не хотят. Нужно обучать их самим, и мы планируем заняться этим вплотную. Но обучение — это достаточно длительный процесс. В течение двух месяцев у нас будут проходить практику 20 студентов старших курсов Новосибирского машиностроительного колледжа. Толковых пригласим на работу», — уверяет глава «Экрана».

Застыла в тревоге

Наряду с безработицей рынок ожидает заморозка или даже снижение зарплат. «Изменения в заработных платах пропорцио­нальны изменению доходности предприятий. В последние несколько лет большинство систем оплаты труда были привязаны к количественным и качественным показателям и содержали окладную часть и премиальную, — напоминает Елена Паршикова. — Так вот, оклады остались на прежнем уровне, некоторые компании их проиндексировали, но премии и бонусы зарабатывать стало сложнее, именно поэтому общая заработная плата уменьшается. С начала нового года реального роста заработных плат мы пока не наблюдаем». Говоря о замораживании зарплат, в «Балтике» оговариваются: окончательное решение еще не принято — слишком высок уровень инфляции в стране.

По данным опроса, проведенного службой исследований «НГС. Работа», 47% компаний не планируют менять зарплатные ставки, 24% работодателей утверждают, что изменения коснутся лишь некоторых специалистов, а в 10% организаций нет четкой стратегии по поводу изменения зарплат в 2015 году. Только 11% новосибирских компаний планируют увеличить вознаграждение сотрудников в текущем году (максимум до 10%), а семь процентов, напротив, будут снижать вознаграждение за труд (до 15%). И это притом, что полгода назад аналогичное исследование показало, что 42% опрошенных новосибирских компаний хотели индексировать зарплаты в 2015 году.

Среди тех, кто может даже в кризис рассчитывать на рост заработной платы — все те же представители рабочих профессий. Кандидатам, имеющим достаточный уровень и набор компетенций, завод «Экран» готов платить до 100 тыс. руб­лей, тогда как средняя зарплата в Новосибирской области составляет около 28 тыс. руб­лей. Так, до 16 декабря, когда рубль заметно просел по отношению к доллару и евро, зарплата наладчика стеклоформующей машины на «Экране» была на 30% выше, чем в Чехии, и на 40% — чем в Словакии. «К примеру, зарплата наладчика оборудования на начальном этапе — 25 тыс. руб­лей, а когда ему присваивают шестой квалификационный разряд — 45–60 тысяч. То же самое касается операторов стеклоформующих машин. Наладчики стекольных автоматов и полуавтоматов с не менее чем десятилетним опытом зарабатывают 80–120 тысяч руб­лей», — объясняет Павел Бобошик.

Быть готовым

Что ждет сибирский рынок труда — вопрос, однозначного ответа на который нет ни у бизнеса, ни у экспертов. Слишком уж зависима экономика страны от внешнеполитических факторов. Но по традиции деловое сообщество готовится к худшему — при сохранении сдержанного оптимизма. «Сегодня в нашей компании финансовое положение стабильное, но все говорят о сложностях экономики, которые вызваны падением цен на нефть, международными санкциями и ослаблением руб­ля, и в этой связи мы также готовимся к негативному развитию событий, насколько вообще возможно к этому быть готовым», — говорит Евгения Карась из компании «Омсктехуглерод». По ее словам, предприятие сейчас оптимизирует бизнес-процессы, что позволит избежать ненужных потерь времени и ресурсов. «В текущем режиме анализируются все процессы в компании, выявляются и исключаются неоправданные затраты, внедряются передовые технологии, методы работы и техника, которые позволяют повысить эффективность работы. В перспективе компания планирует дальнейшее развитие и расширение производства, поэтому на ближайшие два года кадровая политика будет направлена на укрепление кадрового резерва и сохранение кадрового потенциала компании», — подчеркивает Евгения Карась.

Наталья Царенкова (банк «Акцепт») прогнозирует в ближайшее время заметные изменения в практике подбора персонала: «Если раньше мы готовы были принимать на работу в банк кандидатов, только начинающих строить карьеру в банке, то в современных условиях ключевой характеристикой кандидата на работу в банк являются его навыки, квалификация, реальные достижения на предыдущих местах работы».

Бесконечные заявления федеральных и местных властей о необходимости импортозамещения, одобрительные высказывания на этот счет бизнеса вселяют в экспертов надежды на быстрый рост отечественной промышленности, а значит — на растущие потребности в новых квалифицированных сотрудниках. «Второй, третий и четвертый квартал 2015 года будет временем роста активности на рынке труда. Экономические сложности, потребность в импортозамещении будут способствовать активности бизнес-сообщества России. Неизбежно развитие аграрного сектора, пищевой промышленности, машиностроения, оборонных предприятий и других секторов реальной экономики», — предвидит Елена Паршикова из кадрового агентства «Люди дела».

Впрочем, рынок труда находится в поле пристального внимания муниципальных и регио­нальных властей, которые рассчитывают снизить социальную напряженность за счет бюджетных средств. Согласно постановлению правительства от 22 января 2015 года на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в 2015 году из федерального бюджета предусмотрено 52 млрд руб­лей. Так, Алтайский край рассчитывает войти в группу регионов, которые первыми получат средства от федерации на поддержку антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений. Уже первый транш может составить 300 млн руб­лей. На эти средства предполагается организовать временные работы, связанные с благо­устройством территорий — уборка, ремонт памятников, ликвидация несанкционированных свалок, очистка улиц от снега и наледи. Задействованные во временных работах специалисты не будут выводиться за штат предприятий, у них сохранится непрерывный стаж и все установленные законодательством социальные гарантии, заверили в краевой администрации. «Сегодня определены приоритеты: те предприятия, которые реально будут предпринимать шаги к перевооружению, работе по импортозамещению, у которых есть серьезные программы развития, получат поддержку из федерального бюджета. Средства будут выделяться для организации новых рабочих мест, на пере­обучение работников до трех месяцев, стажировку людей, которые хотят повысить свою квалификацию, закупку оборудования, станков. Сегодня стоит задача по созданию своих новых производств по разным направлениям, например, мы рассматривали недавно внедрение аддитивных технологий, где необходимо решать вопросы и по лазерной технике, и по производству порошков. Есть вопросы по станкостроению, инструментальному производству. Если предприятия заинтересованы и хотят участвовать в таких программах, государство будет тратить деньги на эти цели и окажет им соответствующую поддержку», — заявил в свою очередь начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько.


В Сибири растет безработица — компании сокращают персонал, нередко «отпуская» каждого пятого работника

Источник: Эксперт Сибирь