Гуляй в поле: частный бизнес займется разминированием новых регионов

 

24 апреля 2024

Частные компании намерены принять активное участие в гуманитарном разминировании на освобожденных в ходе СВО территориях, выяснили «Известия». Для этих целей уже создается специальная компания, а специалистов готовит Международный противоминный центр ВС РФ. Работы для саперов в новых регионах так много, что справиться с ней силами только военных и МЧС практически невозможно, соглашаются эксперты. А без решения этой задачи наладить мирную жизнь там сложно. Как будет организован процесс, сколько специалистов по гуманитарному разминированию уже подготовлено — в материале «Известий».

Ускорение процесса

Частный бизнес будет участвовать в очистке от мин и снарядов территории новых регионов России, рассказали «Известиям» в компании РАТМ Холдинг. В рамках проекта, разработанного совместно с Фондом развития гуманитарного разминирования, предполагается подготовка большого числа специалистов, создание и применение собственных роботизированных комплексов обнаружения и нейтрализации взрывчатки.

— Как говорил в свое время Евгений Примаков, невозможно построить мир на заминированной земле, — отметил в беседе с «Известиями» президент РАТМ Холдинга Эдуард Таран. — Мы осознаем важность скорейшего восстановления мирной жизни на территориях, затронутых конфликтом. Реализация этой инициативы позволит государству решить важные социально-экономические задачи в новых регионах.

Разминирование в боевой и мирной обстановке сильно отличается, рассказал экс-сотрудник Международного противоминного центра ВС РФ Алексей Крот.

— Здесь важна поставленная задача. У военных подразделений, с учетом боевой обстановки, — это выборочное разминирование тех объектов, что необходимы. А у гуманитарного разминирования цель — полностью очистить территорию от взрывоопасных предметов. И второе отличие — результат. Количество изъятых предметов по гуманитарному разминированию должно составлять не менее 99,99%, — объяснил он.

В тесной связке с Минобороны РФ

Для создаваемой организации уже начали готовить кадры. В Международном противоминном центре Вооруженных сил РФ более 50 человек прошли обучение по программе «Специалист гуманитарного разминирования». Были сформированы органы управления с привлечением высококвалифицированных специалистов из числа ветеранов инженерных войск.

Бывшие военные — саперы, которые имеют опыт службы на Кавказе и в Сирии и работают на частные компании, — хороший вспомогательный ресурс для наших силовиков, рассказал «Известиям» военный эксперт Геннадий Алехин.

— Разминированием на линии боевого соприкосновения должны заниматься только военные, в первую очередь подразделения инженерно-саперных войск, — подчеркнул он. — Касательно приграничной зоны, противник часто разбрасывает там «лепестки» — противопехотные фугасные мины, которые тоже нужно убирать, и здесь не помешала бы помощь частных организаций.

Отряды оснастят передовыми средствами обнаружения и уничтожения взрывоопасных предметов, индивидуальной защитой, связью, транспортом, медициной, полевыми лагерями, охраной, и всё это будет отвечать требованиям Минобороны России.

Пока количество готовых к выполнению задач специалистов не превышает тысячи человек. В сезон они смогут очистить порядка 100 кв. км.

Очень много работы

Площадь освобожденных территорий уже превышает 25 тыс. кв. км, отметили в РАТМ Холдинге. А возводимые объекты — дороги, здания и сооружения, линии электропередачи, каналы водоснабжения — зачастую требуют очистки от взрывоопасных предметов на глубину до 6 м. При этом работы можно проводить исключительно в теплое время года.

Разминирование территории может проводиться различными способами в зависимости от поставленных задач, подчеркнул Алексей Крот.

— Выписывается техническое задание, в котором указано, зачем эта территория очищается, — рассказал он. — Так, для ведения сельского хозяйства земля обрабатывается на одну глубину, для прокладки водопровода или линии электропередачи — на другую. Инженерные подразделения осуществляют поверхностную расчистку, не выясняя, что там в глубине. В частности, если авиабомба не взорвалась, она может уйти на глубину до 5–6 м. Соответственно, обнаружить ее обычными средствами поиска нельзя.

У военных сейчас очень много задач, которые вытекают из ситуации в зоне СВО — так как российские подразделения наступают, им приходится снимать много минных заграждений, рассказал «Известиям» военный эксперт Василий Дандыкин. В этой ситуации ресурсов для работы армейских саперов в тылу может не хватать.

— А надо ведь запускать производство, начинать сеять, чтобы люди занимались делом, возвращались к мирной жизни. А когда идут подрывы, и мирные жители гибнут, какое настроение может быть? — отметил Василий Дандыкин. — У наших саперов прежде всего задача — обеспечение группировки. Сейчас уникальнейший случай по плотности разминирования, очень много работы. Поэтому если лицензия есть на эти работы, то, конечно, надо привлекать частные организации.

По словам эксперта, опыт в гуманитарном разминировании у России есть, Международный противоминный центр Вооруженных сил РФ им занимался. Он считается лучшим в мире, а его военнослужащие по праву называются элитой армии. Центр может готовить высококвалифицированные кадры.

Авторы: Юлия Леонова, Владимир Матвеев

Источник: Известия