Игра в демпинг. Проигрывают все

 

7 февраля 2014

Трендом на рынке тарного стекла в 2014 году, по мнению экспертов, будет  демпинг. Прошлый год выдался для отрасли крайне сложным. Фактор, оказавший значительное влияние на рынок – снижение объёмов производимого в стране крепкого алкоголя и пива вследствие новых норм госрегулирования. По итогам 2013 года более чем на 20% снизилось производство водки, а объёмы производства пива по разным оценкам упали более чем на 30%. В европейской части страны производственные мощности превышают потребности внутреннего рынка как минимум на 40 % – 24 млрд бутылок против 14,5 млрд. Предприятия стекольной промышленности работают, по сути, на склад.

Завод Экран

«Скорее всего, производители пива уже не вернутся на уровень продаж, какой у них был раньше, да и ликеро-водочные заводы едва ли получат прежние цифры производства, – комментирует ситуацию на рынке коммерческий директор  ОАО «Новосибирский завод «Экран» Антон Мор. – Просто рынок приспособится к новой реальности. Сейчас есть явный избыток стекольных мощностей, которые рынку не нужны». Уже на начало года 6 миллионов невостребованных пивных бутылок хранилось на складах завода «Экран».

По мнению экспертов, появление еще одного игрока на сибирском рынке тарного стекла ситуацию только обострит. К концу текущего года  ООО «Объединенные стекольные заводы – Новосибирск», входящее в группу  ЧСЗиК, планирует  запустить  завод по производству 664 млн бутылок в год. Инвестиции в проект составят почти 5,6 млрд руб.

«Достаточно открыть любую статистику, и будет понятно, что в России идет перепроизводство стекла, и неважно, где будет открыт завод, в любой точке России – везде будет перепроизводство» – делится мнением директор торгового дома «СеверскСтекло» Сергей Жолнеров.

Сегодня ситуацию на стекольном рынке можно охарактеризовать как «рынок заказчика», а это значит только одно – снижение цены конечной продукции. В ситуации давления со стороны клиента при всех прочих равных условиях производства и качества на первый план выходит стоимость, и единственный вариант, к которому останется прибегнуть игрокам рынка – демпинг. Как правило, это метод тех, кто на рынок заходит – других инструментов закрепиться у них просто нет. Уплотнение же конкурентного поля «игру в демпинг» разгонит еще больше.

Директор компании «Новоформ», крупного в Сибири поставщика формокомплектов для стеклотары, Владимир Каминский: «В европейской части России перепроизводство стеклотары – это факт очевидный, и это же наблюдается в нашем регионе. Берите Стеклотех, Омск, заводы, которые близко расположены к Уралу, например, Машга, Селовер, Факел, Экран, Северский стекольный завод – у всех просто сумасшедшие остатки на складах. Поэтому вводить какие-то дополнительные производственные мощности для производства стеклотары не вижу никакого смысла. Более того, это может привести к нездоровой конкуренции, которая называется демпинг. А это по существу никому не нужно. Потому что демпинг – это по определению война слабых».

Безусловно, на ценовые войны, которые будут идти на рынке, можно не обращать внимания, если в конечном итоге это не скажется на людях, а зависимость здесь прямая.  «Игра в демпинг» всегда приводит к выбываю как минимум одного игрока. В случае с сибирским регионом – «Северскстекло» уже не игрок, а значит, остаются двое, одному из которых также придётся уйти.

«Предположим, что этот новый стекольный завод составит сильную конкуренцию заводу «Экран», –  размышляет Владимир Каминский. – «Экран» в силу каких-то причин прекратит свою работу. И его место на рынке займет новый завод. Ну, а в плане социальной ответственности администрации это что дает? На новом заводе появится несколько сот рабочих мест, но ведь будет потеряна та тысяча рабочих мест, которая уже есть на заводе «Экран». А дальше – как это отразится на налогах, которые собирает наша область, на занятости?  Как это отразится на тех людях, которые уже работают на  «Экране» и кормят свои семьи? С ними что будет? Создадим 500 новых рабочих мест, но потеряем тысячу существующих».

«Игра в демпинг» – это игра по принуждению. В неё никто играть не хочет, но вынуждены: одни, чтобы на рынок выйти, другие, чтобы на рынке остаться. Но главное даже не это – главное то, что проигрывают все. Возможно, лучше и не начинать.

Автор: Иван Швец

Источник: АЦ «Эксперт-Сибирь»