Война у каждого своя, Победа – одна на всех

 

7 мая 2015

Попытки отполировать память о войне до зеркального блеска приводят к обратному эффекту: в этом «зеркале» высвечиваются повседневные тяготы фронтовой жизни и окопная правда рядового бойца – в литературе это принято называть «массовым героизмом».

Ради чего шли под пули наши деды и прадеды? Их вело чувство долга перед Родиной, семьей, будущими поколениями. Свой долг они отдали сполна, заплатив высокую цену. Хотя о личном вкладе большинство фронтовиков предпочитали не распространятся: их рассказы, по словам детей и внуков, были скупыми.  

Председатель правления ООО «УК Ломоносов Капитал» Евгений Гайслер:

– Великая Отечественная война для моей семьи всегда была священной. Мой дядя – Евгений Федорович Усольцев – погиб под Ленинградом, мой отец – Владимир Ефимович Гайслер – начал воевать осенью 1943 года под Киевом и дошел до Берлина. 9 мая 1945 года он встретил в Праге. Его, Гвардии ефрейтора, водителя бронетранспортера в танковой армии, наградили орденом Красной Звезды и орденом Славы III степени, медалью «За отвагу». Рассказывать о войне отец категорически не хотел. Когда я, а потом внуки спрашивали у него: «За что тебя награждали?», отшучивался: «За то, что сидел в окопе и громче всех кричал УРА!». И только в этом году мой сын нашел через Интернет наградные листы на своего дедушку.  Орден Красной Звезды водителю боевой машины красноармейцу Гайслеру вручили за то, что он во время наступательных действий с условиях бездорожья всегда своевременно доставлял пушку и боеприпасы на огневые позиции, не имея ни одной задержки. «В боях на Боберовском плацдарме, про совершении марша, немецкий танк прямой наводкой обстреливал батарею. Шофер кр-ц Гайслер, маневрируя, вывел из под обстрела и машину и пушку. Неоднократно ходил в разведку, добывая ценные сведения. В боях в районе Зорау при обороне города кр-ц Гайслер противотанковой гранатой уничтожил бронетранспортер и прислугу».(Приказ от 4 апреля 1945 года)
Медаль «За отвагу» он получил в период наступательных боев с фашистскими захватчиками, проявив мужество и отвагу: «В трудных условиях бездорожья под систематическим обстрелом и бомбежкой авиацией противника своевременно доставил на ОП пушку и боеприпасы, этим способствовал выполнению боевого приказа. 9 февраля водитель Гайслер заняв место второго прицельного, точно установил курс, в результате чего был сбит I FW-190 (Focke-Wulf)». (Приказ 2003 зенитному артиллерийскому полку 68 ЗАЛД РГК, от 15 февраля 1945 года).
В наградном листе на награждение Владимира Гайслера Орденом Славы III степени сказано: «В боях у деревни Сотница батарея подверглась артиллерийско-минометному обстрелу. Потребовалось сменить огневую позицию. Не смотря на обстрел Гайслер быстро сумел вывести два орудия. В боях на подступах к границе Чехословакии при нападении противника на батарею, завязался неравный бой, в котором гвардии рядовой Гайслер убил пять немцев и троих взял в плен». (Приказ 6 Гвардейской зенитно-артиллерийской Львовской Ордена Богдана Хмельницкого дивизии РГК, от 17 мая 1945 года). 
Единственный фильм про войну, который отец не мог смотреть и всегда уходил от телевизора – «Батальоны просят огня»... Действие картины происходит в 1943 году на Букринском плацдарме южнее Киева. Именно тогда и там, он – восемнадцатилетний парень – и начал свой боевой путь.

Генеральный директор ОАО «Стадион «Спартак» Александр Алтухов:

– Чувство патриотизма и уважения к фронтовикам было для нас естественным, приобретенным по факту рождения. Являясь их внуками, мы знали, что фашистов остановили те самые советские люди, среди которых мы росли – люди, непохожие друг на друга, каждый со своим характером, не обезличенным войной. Они – наши родственники, учителя и соседи, если и рассказывали о том тяжелом времени, то без пафоса, в котором теряется правда...
  Один мой дедушка – пропал без вести осенью 1941 года под Смоленском, где немцы рвались к Москве. Другой дедушка прошел всю войну и его – старшего повара батареи управления, младшего сержанта Алтухова Афанасия Тарасовича приказом от 21 июля 1943 года «О награждении личного состава 117 артиллерийской бригады» наградили медалью «За боевые заслуги» – «...за то, что он, несмотря на обстрел противником и бомбежку с воздуха, всегда своевременно обеспечивает личный состав вкусной и разнообразной пищей, проявляя большую инициативу в сборе дополнительных приправочных средств. Кухню всегда содержит в хорошем санитарном состоянии». 
К сожалению, Афанасий Тарасович умер молодым, когда мне было пять лет, и рассказать о своей войне – а она у каждого своя, это Победа одна на всех – дедушка не успел. 
А День Победы тогда действительно отмечали всем миром. В нашем подъезде на каждом этаже жили участники Великой Отечественной войны. 9 мая двери их квартир были открыты, в свой самый главный праздник простые рабочие и служащие надевали свои парадные костюмы и мундиры с орденами и медалями, а я по-детски, и потому искренне, гордился тем, что воины-победители живут рядом со мной. 

Директор «Российского Делового Клуба» Григорий Милогулов:

– К сожалению, с моим дедом по материнской линии мы по жизни разминулись – в буквальном смысле. Однако мама хранит несколько историй, связанных с войной, которые он ей рассказывал. Одна из них помогла мне понять весь ужас тех лет...
Дед мой родился на Западной Украине, которая в то время являлась частью Польши, а за несколько лет до войны была присоединена к Украинской ССР. Призывали его из местечка, название которого сейчас уже никто не помнит, рядом с родной деревней. Через несколько лет, которые по меркам военного времени показались ему вечностью, деду пришлось освобождать от фашистов свою малую Родину. В составе небольшого разведотряда он зашел на окраину своего села и увидел страшное зрелище: немецкие солдаты, понимая, что вскоре им придется бежать, согнали всех жителей на центральную площадь и готовились разводить их по хатам, чтобы сжечь, не оставив ни одной живой души. Не знаю, нарушил ли этот маленький отряд приказ командира, но красноармейцы не вынесли происходящего и открыли огонь по врагам. Как принято говорить во фронтовых сводках, «по причине превосходящих сил противника» в бою группа разведчиков погибла. Судьбе было угодно, чтобы мой дед – раненый, но живой, оказался под телами своих товарищей по отряду. Даже мертвыми они спасали друг друга. Сложно представить, что пережил он в те часы... Но, по его словам, самым кошмарным было даже не это. Лежа под горой трупов, он наблюдал как немецкие солдаты загоняли деревенских по избам и поджигали их, а тех, что пытались вырваться или сопротивляться – расстреливали на месте. Дождавшись ночи, дед выбрался из своего чудовищного укрытия, добрался до линии фронта, а там и до своей части.

Генеральный директор ОАО «Новосибирский завод «Экран» Павел Бобошик:

– В нашей семье о военном времени рассказывали очень мало – на долю моих родных, как по линии мамы, так и по линии отца, выпали тяжелые испытания. В начале войны погибла бабушка, потом маму с ее сестрами и братьями отправили в немецкий концлагерь. По пути туда маме с помощью брата удалось сбежать – она выпрыгнула из вагона поезда. А мои дяди и тети находились в Германии – до тех пор пока их не освободила американская армия. Во время войны дедушка со стороны мамы получил огнестрельное ранение легких, в результате чего ушел из жизни в сентябре 1945 года. Дедушка со стороны отца воевал как партизан народного Сопротивления. С 1944 года мой крестный отец служил в 1-ом Чехословацком армейском корпусе, сформированном на территории Советского Союза, в качестве водителя генерала Людвика Свободы, и в 1945 году довез его до Праги. Большинство членов нашей семьи принимало непосредственное участие во второй мировой войне, остальные в этой войне выживали. Количество граждан Чехословакии, которые были убиты на фронтах Европы и умерли в концлагерях, превысило число жертв со стороны армии США, хотя американские солдаты воевали по всему свету. Поэтому о войне вспоминать не хочется, а хочется думать о мире и свободе, не забывая о том, что такое национализм и национал-социализм во всех его проявлениях. Нужно помнить не только о героизме тех, кто сражался на поле боя, но и о тех, кто жил, перенося страдания, на оккупированной фашистами территории и в тылу.