Вырастить проект

 

28 февраля 2013

В рамках X Красноярского экономического форума 15 февраля прошла Первая Енисейская венчурная ярмарка.

Таким образом, в Красноярском крае появился новый инструмент для инновационного развития. Впрочем, в соседних сибирских регионах достаточно давно проводят венчурные ярмарки, ведь такая коммуникационная площадка позволяет расширить региональный арсенал инвестиционных возможностей для инновационных компаний. К тому же ярмарки традиционно предназначены для поиска общего языка между предпринимателями и инвесторами. Более того, появились и развиваются компании, сделавшие своим бизнесом профессиональный менеджмент в сфере высоких технологий.

kef 2013 01 05 03 2013

Одним из участников ярмарки стал известный новосибирский предприниматель, президент РАТМ Холдинга Эдуард Таран. Напомним, что менее полугода назад в структуре холдинга была создана управляющая компания — фонд посевных инвестиций «Ломоносов Капитал», которая специализируется именно на венчурных инвестициях и управлении инновационными проектами на посевной стадии.

– В России сейчас проводится несколько венчурных ярмарок — осенью 2012 года подобное мероприятие принимал Новосибирск, ранее — Санкт-Петербург и Иркутск. Существует ли необходимость таких мероприятий или это дань моде?

– Венчурная ярмарка, на мой взгляд, в существующем виде, — это не дань некоей «моде», а отражение популярного тренда. Необходимо развивать прикладную науку и инновационную сферу, и ярмарка — поиск инструментов для этого.

Первая Енисейская венчурная ярмарка — это ярмарка предложений. По-настоящему ценных идей и продуктов представлено пока немного, но это более чем нормально. Ведь любая прорывная инновация — как жемчужина, ее надо долго и кропотливо искать.

«Ломоносов Капитал» на ярмарку пригласила Российская ассоциация венчурных инвестиций (РАВИ). Ее исполнительный директор Альбина Никконен предоставила нам возможность, хотя на этом рынке мы всего пять месяцев, заявить о своей концепции инвестирования, суть которой в том, что во всех проектных компаниях мы берем на себя функцию единоличного исполнительного органа, позволяя разработчикам идеи заниматься только научно-технической частью.

– Вам не кажется, что сейчас налицо некий спор, соревнование между крупными сибирскими городами за звание самого «инновационного»? Традиционным лидерам — Новосибирску и Томску — бросил вызов Красноярск, а теперь еще и Кемерово планирует стать сибирским центром венчурного бизнеса и высоких технологий. Не вредит ли это делу — может, лучше сконцентрировать все ресурсы на развитии одного подобного центра?

– Наличие конкуренции — это двигатель прогресса. Проблему вижу в другом. Сегодня широкой волной идет критика подобных проектов. Проекты, как венчурных ярмарок, так и всего, связанного с инновациями — технопарков, кластеров, — в нашей стране — дело новое, для них естественно проходить стадию роста. Что-то не дает ожидаемого результата, что-то не укладывается в запланированные сроки, не так «повела» себя идея, — поводов для критики можно найти сколько угодно. Но это — тупиковая ситуация. Развитие инновационной среды и инфраструктуры необходимо поощрять и поддерживать, как например, это происходит в Новосибирской области, или как это делают в РАВИ. Здесь, в Красноярске, и в Томске, и у нас в Новосибирске проводится масштабная серьезная работа по созданию коммуникационных площадок для обмена опытом. А насчет концентрации… Никто не отменял новосибирского Академгородка — самой масштабной научной территории России. Но и развитие рядом, в соседних регионах, технопарков и кластеров только позитивно отразится на среде, даст развитие инновациям и выбор инвесторам.

– Вы приедете на следующую венчурную ярмарку в Красноярск?

– Не буду загадывать. Но пока в планах — команда «Ломоносов Капитала» приедет не просто как участник, хотя, несомненно, нам полезно знакомиться с тем, что предлагают конкуренты. Полагаю, в дальнейшем мы сможем уже выступить и заказчиками разработчиками интеллектуального продукта. В любом случае, ролью бизнес-ангела, участвующего в круглом столе, ограничиваться не будем.

– Есть у УК «Ломоносов Капитал» конкуренты?

– Пока нет. По крайней мере, мне и тем, кто разрабатывал такую концепцию — а готовились к старту мы основательно, они неизвестны. Как правило, инвесторы вкладывают средства в компании, которые уже имеют в портфеле рыночно привлекательные продукты. Известно, что огромное количество компаний не смогло получить финансирование ни от частного бизнеса, ни от государства — по самым разным причинам. Мы увидели это разочарование инновационной среды. В то же время мы знаем, что от грамотного выбора идеи, которая лежит в основе, от искусства управления на старте, от правильно подобранной команды зависит то, удастся ли довести проект до стадии создания прототипа. Поэтому стремимся уберечь инноваторов и общество от взаимного разочарования.

– Почему вы инвестируете проекты именно на посевной стадии?

– Сегодня существует практика раздачи госгрантов: заявил правильно проект — получи деньги, а освоишь ли ты их, и каким будет результат, — зачастую не отслеживается. Мне кажется, что государство берет на себя неоправданные риски, когда вкладывает средства в проекты на посевной стадии, что называется — в гипотезу, когда нет понимания, будет востребован конечный продукт или нет. Частные инвестиции нужны именно на той стадии, когда формируется проект и уточняется идея. Риски велики, когда вообще надо понять: достойна идея государственных денег в будущем или она — всего лишь пустая затея. Статистика реализации инновационных проектов подтверждает, что порядка девяноста процентов из них не находят коммерческого применения. А так как мы рискуем собственными деньгами, то у нас и требования по отбору и продвижению проектов превосходят те, которые предъявляют госструктуры. Конечно, желательно эти риски нивелировать гарантиями со стороны государства, но такой механизм еще не сформирован. Поэтому еще одной частью нашей работы станет продвижение государственно-частного партнерства в сфере развития инновационных проектов.

– В чем вы видите свою миссию?

– Если кратко, то предлагать такой сплав компетенций, который доведет идею до стадии востребованного продукта с рыночной стоимостью. Надо понимать, насколько разные компетенции у тех, кто умеет генерировать идеи и воплощать их в лабораториях в конкретные разработки, и у тех, кто может из этой идеи сделать бизнес. Сплав ученого и бизнесмена может обеспечить только профессиональный управленец. Ведь самое проблемное место инноваций — в том, что нужно определить потребности рынка и заранее угадать, в какой сфере или отрасли возникнет спрос на разработки прикладной науки. Умение определить спрос с опережением и сформулировать его в конкретное техзадание — наша задача. Безусловно, это риски, но ожидания бизнеса в том, что все само по себе сгенерируется, само дорастет до продаж и выручки, — бесперспективно.

– Вы предлагаете модель бизнес-акселерации с инвестированием и активным управлением. В чем ее суть?

– С инноваторами работаем по таким правилам. Под одобренные проекты создаем с нуля компании, в которых всегда «Ломоносов Капиталу» принадлежит 51 процент акций. В этих проектных компаниях не существует никакой управленческой нагрузки — бухгалтеров, менеджеров, директоров, так как управленческую инфраструктуру предоставляет УК «Ломоносов Капитал», выступая динамичным исполнительным органом. Когда мы только начинали, нам говорили, что никто не согласится на такие условия. Но за пять месяцев в нашем активе — уже шесть компаний, на стадии обсуждения — еще четыре проекта, в плане на год — создать до двадцати предприятий. Нам есть, из чего выбирать, несмотря на то, что мы предъявляем жесткие требования к проектам.

– Есть ли в России «кризис идей» и хватает ли самих изобретателей-инноваторов? Или «утечка умов» сказывается, ведь сейчас во многих лабораториях ведущих научных центров Америки, Европы и Азии работают бывшие сотрудники Сибирского отделения РАН?

– Нет, уверяю вас, такой проблемы нет. Во-первых, сейчас наметился обратный процесс — уехавшие некогда светлые головы стали возвращаться в Россию. Во-вторых, мы живем в открытом глобальном мире, никто не мешает взаимодействовать с людьми, живущими в любой точке планеты. Тут вопрос иной — необходимы люди, непосредственно работающие руками в лабораториях. К счастью, такие специалисты в крупных городах Сибири и особенно в Новосибирске, есть — вовлекаем в работу выпускников вузов, аспирантов, молодых ученых и предпринимателей. Это потенциал, на который мы опираемся, и он, уверяю вас, достаточный.

Справка

Фонд посевных инвестиций «Ломоносов Капитал» создан в августе 2012 года. Это частная компания, основной владелец, с 74 процентами акций в уставном капитале, — Эдуард Таран, президент РАТМ Холдинга. Фонд осуществляет финансирование и управление хайтеккомпаниями на ранней (посевной) стадии. В дальнейшем «Ломоносов Капитал» планирует частично или полностью продавать свою долю стратегическим инвесторам или венчурным фондам.

Источник: Российская Газета