Андрей Яковлев: «Работаем 24 часа в сутки, 365 дней в году»

 

20 марта 2017

Чтобы наладить сбыт в условиях непрерывного производства нужно точно просчитывать рыночную конъюнктуру и обеспечивать высочайшее качество готовой продукции.

На вопрос об оценке итогов деятельности за 2016 год генеральный директор АО «Завод «Экран» Андрей Яковлев дал конкретный ответ: «На четверку», – и, задумавшись на пару секунд, добавил: «С минусом». Вопреки распространенному сценарию интервью, топ-менеджер крупнейшего за Уралом стеклотарного предприятия начал с рассказа, почему недоработали и какие темы «недокрутили», который высветил процесс создания устойчивой бизнес-модели производства, позволившей расширить долю рынка.

Поднять планку

– ...Да, достигли многого. Но по некоторым направлениям не добились выполнения принятых решений. Например, при постановке задач на 2016 год мы пересмотрели изначально планируемые результаты по прибыли: увеличили их в два раза. Дотянуться не удалось, хотя первично заданный показатель все-таки превысили.

Спрос на стеклотару обусловлен сезонностью, а стекольное производство работает 24 часа в сутки 365 дней в году. В отсутствие резервного рынка срыв одного-двух заказчиков в низкий сезон – когда спрос равен предложению или чуть ниже – приводит к чрезмерному накоплению остатков на складах. Да, четвертый квартал стал прибыльным: в сравнении с аналогичными периодами последних пяти лет «Экран» продемонстрировал рост отгрузки готовой продукции. Тем не менее, прогноз был выше, и мы его не реализовали. Задача на 2017 год – наладить сбыт в несезонные периоды: выйти на добавочные рынки, забрать себе чужих клиентов. Собственно, все это мы уже делаем.

Закрыть спрос

– Наша цель амбициозна: стать лучшим стеклотарным предприятием страны. По итогам прошлого года мы уже входим в тройку лидеров отрасли по ряду критериев, в том числе экономических. Так, в 2016 году консолидированная выручка «Экрана» по сравнению с 2015 годом выросла на 40% – до 2 085 млн рублей; прибыль стеклотарного бизнеса до налогообложения составила 102 млн рублей. Прибыль от продаж сложилась в размере 195 млн рублей, а EBITDA на уровне 407 млн рублей.

Во многом эти успехи связаны со стратегией рыночной экспансии, выбранной компанией несколько лет назад. Доля «Экрана» на целевом рынке – для нас таковым является Сибирь и Дальний Восток – расширилась с 31% до 37%. В ситуации, когда спрос выше предложения, тарное стекло сюда привозят с уральских заводов: речь идет о 250-300 млн единиц стеклоизделий в год. Мы стремимся обеспечить и эти потребности. «Экран» – самый восточный производитель стеклотары, как следствие, затраты на ее транспортировку минимальны.
В стадии подписания находится договор с заказчиком из Китая: пивной завод расположен в 180 км от Манчжурии. Этот вариант мы рассматривали, когда доллар стоил 65 рублей. При курсе 59 рублей осуществлять продажи китайцам нам уже не выгодно. Однако пробную партию бутылки отправим туда в любом случае. Зарабатывать на поставках в Китай мы начинаем при подорожании американской валюты до 63 рублей: в этом случае наши прямые расходы будут перекрыты.

Инвестировать в развитие

– Мы разделили функционал производственных и инвестиционных подразделений. До того инвестициями «факультативно» занималась служба, которую курирует технический директор. На мой взгляд, долгосрочные вложения средств требуют отдельного управления, четкого и внимательного подхода. Процесс инвестирования в модернизацию производственных мощностей на стеклотарном предприятии, ввиду технологических особенностей изготовления продукции, практически непрерывен. Так, в 2015 году на «Экране» провели капитальный ремонт стекловаренной печи №5 и реконструкцию печи №2. На это совокупно направили 650 млн рублей. В 2016 году на «пятой» печи запустили еще одну линию по производству облеченной стеклотары, на «второй» – линию с возможностью выпуска цветной бутылки; суммарно инвестировано 260 млн рублей. В конце 2017 года
– в низкий сезон – мы намерены приступить к капремонту печи №4, чтобы в феврале 2018 года уже ввести в эксплуатацию. Ее параметры будут зависеть от стратегии и операционной эффективности, а объем инвестиций – от варианта, на котором остановимся. По предварительной оценке необходимы 300-400 млн рублей.


Сосредоточиться на оптимизации

– Технологическая дисциплина в стекольных комплексах стала жестче, когда после долгих поисков у нас, наконец, появился главный технолог. Раньше его функции возлагались на начальника цеха. Благодаря службе главного технолога, на предприятии стабилизировали характеристики стекломассы: теперь при ее изготовлении наладчикам стеклоформующих машин не приходится ежедневно по нескольку раз перенастраивать оборудование, и они могут сосредоточиться на оптимизации процесса.

Коэффициент использования стекломассы в 2016 году подняли на два пункта – до лучшего за десять лет значения 0,82. Кроме того, мы существенно уменьшили долю производственного брака – на 29%, причём снижение брака на единицу продукции составило 42%, а по критическим дефектам – 50%.


Заработать на проблемах

– В декабре прошлого года на «Экране» ввели так называемую систему непрерывного совершенствования. Каждый из работников может внести рационализаторское предложение, за которое ему выдадут премию – от 300 до 240 тыс. рублей, в зависимости от ценности идеи. Больше всех предложений, причем классных, подает ремонтный персонал: надо купить запчасть, а они пишут, что сделают сами. Также довольно активна служба главного инженера. За три месяца выплатили премиальных приблизительно на полмиллиона рублей, а только по итогам декабря получен экономический эффект в размере 3,6 млн. Хотя, например, все, что касается техники безопасности, деньгами не измерить. Одни просто обозначают проблему, другие представляют конкретные решения, и мы стараемся их внедрять. В 2017 году рассчитываем принять не менее 600 рацпредложений от наших сотрудников.

Есть начинания «сверху» – стратегические – проекция того, как видит развитие бизнеса акционер. Но столь же важно стимулировать инициативу на местах.

Источник: nsk.dk.ru