Персона: Эдуард Таран

 

14 мая 2014

 

Российский промышленник, меценат и филантроп, президент РАТМ Холдинга и Делового клуба «РДК», подарил гостям и участникам XXII Олимпийских игр шоу «Звезды мирового балета»

Это действительно были артисты мирового класса?

Безусловно. На сцене центра «Галактика» блистали звезды ведущих музыкальных театров мира: Нью-Йоркского городского балета, Баварского государственного балета, Большого театра, Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Михайловского театра и нашего Новосибирского театра оперы и балета. Достаточно назвать имена Светланы Захаровой и Сергея Полунина, которые сегодня на слуху у всех почитателей балетного искусства. В программе также были заняты Эшли Боудер и Даниэль Ульбрихт, Лючиа Лакарра и Марлон Дино, Леонид Сарафанов и Оксана Бондарева. Все они – примы и премьеры лучших театров, по заслугам отмеченные престижными призами и званиями. Настоящее созвездие.

Расскажите о программе танцевального вечера.

Эдуард Таран Российский - промышленник, меценат и филантроп, президент РАТМ Холдинга и Делового клуба «РДК»

Великолепное первое отделение было полностью отдано Grand Pas из балета «Пахита». Это балетная премьера Новосибирского театра оперы и балета, в которой заняты солисты Сергей Полунин, Ксения Рыжкова и артисты балетной труппы театра. Торжественное зрелище, прославляющее красоту классического танца. Второе отделение было построено по принципу дивертисмента и состояло из оригинальных, красивых балетных номеров.

Кто занимался подготовкой репертуара, договаривался с артистами?

Наши проекты, связанные с балетом, курирует Игорь Зеленский, вместе с ним мы входим в состав Попечительского совета Новосибирского оперного театра. Это артист мирового уровня, влюбленный в балет, и человек отменного вкуса. В 2010 году мы создали «Фонд поддержки и развития балета», основной задачей которого сам Игорь Анатольевич считает продвижение и сохранение традиций русского хореографического искусства.

С чего начался ваш интерес к искусству и балету?

Я вырос в Новосибирске – городе, где к балету всегда относились с пиететом. Интерес к искусству воспитывали и родители, и школа. Когда появилась возможность путешествовать, старался попасть на знаковые постановки российских и зарубежных театров, много читал о балетных проектах Дягилева, Барышникова. Знакомство с Игорем Зеленским усилило этот интерес, придало ему новый стимул. Сначала мы провели вручение премии «Хрустальный пуант» молодым артистам балета НГАТОиБ, затем в 2012 году организовали культурно-благотворительный вечер L'etencelle в Каннах. Именно это мероприятие, вызвавшее восторг участников и зрителей, дало уверенность – мы на правильном пути и с точки зрения организации, и с точки зрения художественной ценности реализуемых проектов. Участие в представительном круглом столе, посвященном благотворительным и меценатским проектам в рамках Масленицы в Лондоне, позволило по-новому осмыслить эту тему, увидеть ее более объемно и профессионально. Так что общий вектор – от увлечения к меценатству.

Звание мецената налагает серьезные обязательства. Во сколько обошелся проект «Звезды мирового балета»?

Общая стоимость проекта, включая перелеты, проживание и гонорары артистов, а также обустройство и оформление сцены для балетной постановки, составила около шести с половиной миллионов рублей. Отмечу, что у нас немало людей, готовых поддержать искусство и духовность. Так, соинвесторами шоу «Звезды мирового балета» стали председатель Совета директоров холдинга «Сибирский цемент» Олег Шарыкин и генеральный директор «СД Альфа Капитал» Сергей Дородных.

Насколько эффективны, на ваш взгляд, усилия частных меценатов Новосибирска по изменению культурного ландшафта города?

Новосибирск один из немногих городов России, где культурная жизнь представлена ярко, многопланово. Вместе с тем стараний местной власти и бюджетного финансирования на развитие новых проектов в области искусства и культуры недостаточно. Сегодня участие частных меценатов сводится в основном к покрытию отдельных затрат, а полномасштабных проектов, реализованных полностью на частные средства, практически нет. Поэтому пока не приходится говорить об изменении ландшафта, в том числе и потому что такая потребность не обозначена средой. К сожалению, местное бизнес-сообщество в последнее время стало менее активным. Так, молодое поколение аморфно по отношению к классической культуре – оно, например, активнее откликается на предложения нашего Делового клуба «РДК» посетить Каннский фестиваль, «Ролан Гаррос» или этап «Формулы-1» в Монако, чем премьеру в Новосибирском театре оперы и балеты. А для частного инвестора важен вектор интереса, понимание отклика среды на его проекты.

Может ли увлечение искусством постепенно перерасти в бизнес?

После нашего проекта в рамках Финала Культурной Олимпиады в Сочи поступило несколько зарубежных предложений о сотрудничестве в сфере организации культурных проектов. В настоящее время совместно с Игорем Зеленским мы рассматриваем коммерческий проект, нацеленный на продвижение русского балета в мировом культурном сообществе, в Лондоне создано агентство ZT Art Prodaction. Сегодня недостаточно просто вливать деньги в искусство – гораздо важнее найти пути, создать инфраструктуру, которая позволит сделать, например, создание спектаклей в театре успешным коммерческим проектом. В результате выиграют все: город получит прекрасные постановки, артисты по-новому раскроют свои дарования на родной сцене и смогут заработать на гастролях, театр сможет обновлять репертуар, а инвесторы – возвращать инвестиции и направлять их на реализацию новых проектов.

Что можно считать дивидендами на благотворительность?

В истории нашей страны есть множество прекрасных примеров: знаменитые российские меценаты создавали библиотеки и музеи, поддерживали театры и университеты. Современная Россия только приходит к пониманию объемов потребности благотворительной помощи в разных сферах, пытается решить вопрос о координации усилий государства, общественных и коммерческий структур, частных лиц в большом общем деле. Наше законодательство в сфере благотворительности, к сожалению, пока также несовершенно. Однако я уверен, что любой человек рано или поздно приходит к потребности сделать что-то доброе. И чем раньше мы начнем это делать, тем счастливее будет наша жизнь.

Факты

РАТМ Холдинг финансировал создание межконфессиональных центров во всех олимпийских деревнях в Сочи. Во время соревнований в специально обустроенных молитвенных помещениях верующие могли помолиться и поговорить со священнослужителями в комфортных для себя условиях. Холдинг также принял участие в обучении студентов-волонтеров, которые обеспечивали работу молитвенных комнат.

Автор: Дора Мещеринова
Источник: Собака.ru