Два — уже перебор

 

10 февраля 2014

Сибирский рынок стеклотары — на пороге кризиса перепроизводства. До конца 2015 года в Новосибирске появится второй стекольный завод, который грозит обрушить экономику действующих предприятий. И при этом едва ли окупится сам

Крупнейший в России производитель стеклотары — Группа «Чагодощенский стекольный завод и К» (зарегистрирована в Санкт-Петербурге) — все же приняла решение о строительстве в Новосибирске завода по производству 664 млн бутылок в год. Разместится предприятие на территории Промышленно-логистического парка Новосибирской области (ПЛП), его запуск запланирован на 2015 год. Аналогичный по мощности завод Группа в 2006 году открыла в Липецке, но новосибирский будет технически совершеннее. Курировать строительство и управлять будущим заводом будет ООО «Объединенные стекольные заводы — Новосибирск».

О параметрах проекта на заседании совета по инвестициям Новосибирской области рассказал генеральный директор компании «Объединенные стекольные заводы — Новосибирск» и одновременно глава Чагодощенского стекольного завода (расположен в Вологодской области) Давид Джалагония. По его словам, новое предприятие ориентируют на выпуск облегченной стеклянной бутылки для пива и безалкогольных напитков. Данная тара сегодня наиболее востребована рынком. Ожидается, что завод оснастят оборудованием ведущих европейских производителей. На первом этапе строительства на предприятии возведут цеха по приготовлению шихты и производству стек­лянной бутылки, административные здания, подъездные железнодорожные пути и автомобильные дороги. На втором — поставят две регенеративные стекловаренные печи производительностью 400 тонн в сутки каждая, с установкой восьми технологических линий с секционными стеклоформующими машинами. Общая стоимость проекта оценивается в 5,595 млрд руб­лей, из которых 4,995 млрд руб­лей, или 89%, составляет кредит Россельхозбанка. Окупаемость — семь лет.

Новый стекольный завод будет ориентирован на сотрудничество с крупнейшими мировыми производителями пива — Carlsberg, Heineken, SunInBev, а также Coca-Cola — и охватит рынки Сибири, Дальнего Востока и Казахстана. По словам Давида Джалагонии, у его компании уже есть предварительные договоренности с потребителями о поставках стеклотары с новосибирского предприятия. В частности, с заводами Carlsberg, на 300 млн бутылок. Ожидается, что объем налоговых поступлений в бюджет Новосибирской области составит более 100 млн руб­лей в год.

Рынок покупателя

Инвестиционный совет поддержал проект стекольного завода. ПЛП готов предоставить необходимый инвестору участок в 25 га, из которых порядка 20 га займут склады — для нужд завода и коммерческого оказания логистических услуг. Тем не менее, эксперты и чиновники выражают обеспокоенность по поводу того, как такой мощный завод скажется на высококонкурентном рынке стеклотары. В частности, угрозу монополизации местного рынка бутылки видит министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Сергей Семка. По словам чиновника, такая перспектива его «немного настораживает». А высказавшийся за проект губернатор области Василий Юрченко дал понять инвестору: регио­нальные власти не заинтересованы в том, чтобы в результате запуска новых стекольных мощностей пострадало действующее новосибирское предприятие — завод «Экран». «Считаю, нам необходимо проводить такую политику, чтобы «Экран» не пострадал в объемах. Эта наша задача, и вы это должны знать», — пояснил губернатор Давиду Джалагонии.

Генеральный директор завода «Экран» (входит в «РАТМ Холдинг» Эдуарда Тарана) Павел Бобошик не сомневается, что появление второго стекольного завода в Новосибирске серьезно обострит конкуренцию на стекольном рынке Сибири. По данным топ-менеджера, совокупная производственная мощность стекольных заводов Урала и Западной Сибири составляет сегодня 1,67 млрд бутылок в год — при общей потребности пивных и ликеро-водочных предприятий от Урала до Дальнего Востока в 1,49 млрд штук. Кроме «Экрана», который производит около 500 млн бутылок в год, основную погоду на сибирском рынке стекла делают Омский и Северский заводы (хотя последний и находится в процедуре банкротства). «Сибирский рынок стекла, пожалуй, самый сбалансированный в России, — говорит Павел Бобошик. — Предложение здесь опережает спрос, но некритично. Но с появлением нового крупного завода Сибирь столкнется с той же проб­лемой перепроизводства, которая два–три года назад обрушила рынок стеклотары в европейской части страны. Сейчас там стекольные мощности на 100% превышают потребности рынка. И проблемы невозможности выполнять обязательства по банковским кредитам, и банкротство, которое, увы, сделалось нормой для многих производителей в центральной и южной России, станут реальностью и для сибирских промышленников».

У перепроизводства бутылки две причины — создание бизнесом избыточных мощностей и неуклонный спад спроса на крепкий алкоголь и пиво, который наблюдается в последние годы. Пивоваренные предприятия загружены не более чем на 60%, многие заводы попросту закрываются. Только в 2013 году сбыт водки и пива упал в среднем на 30%. «Достаточно открыть статистику, и сразу станет понятно, что сегодня в России нельзя построить новый завод, чтобы он существенно не повлиял на рынок в целом. И неважно, возникнет он в Центральной России или в Сибири. Усугубление проблемы перепроизводства неминуемо. Игрокам рынка придется или снижать объемы, или каким-то образом выходить на новые для себя рынки. В общем, крутиться», — подтверждает рыночные реалии директор торгового дома «СеверскСтекло» Сергей Жолнеров. Тем более что из-за перепроизводства бутылки в европейской части страны ведущие сибирские производители тоже сталкиваются со сложностями сбыта. «На нашем складе находится шесть миллионов бутылок, не выкупленных компанией «Балтика». Производство пива упало, и произведенная в рамках ранее согласованных объемов бутылка оказалась пивовару не нужна», — констатировал в декабре в интервью «Эксперту-Сибирь» Павел Бобошик.

Единственный, кто останется в выигрыше от ужесточения конкуренции на рынке стеклянной бутылки, — это заказчик, производитель напитков. Чем больше предложений на рынке, тем легче консолидированному рынку производителей напитков влиять на ценовую политику стекольных заводов. По словам Павла Бобошика, крупные заказчики стеклотары заставляют производителей бутылки сдерживать рост цен, вынуждают их работать на грани рентабельности. Так, если средняя цена одной тонны стеклотары в Европе стоит 400 евро при себестоимости в 260–280 евро, то в России это соотношение — 320 евро и 280–300 евро соответственно. «Хочется верить, что ужесточение конкуренции в Сибири не приведет к демпингу со стороны нового игрока. Демпинг — это инструмент в войне слабых, сегодня на рынке никто в нем не заинтересован», — говорит учредитель и директор компании «Новоформ» Владимир Каминский — основной сибирский поставщик формокомплектов для стекольной промышленности.

Инвестиционные риски

Логичным следствием перепроизводства станет невозможность производителей стеклянной бутылки инвестировать в технологическое обновление и в запуск инновационных продуктов. А без инвестиций заводы обречены на остановку. Особенность отрасли такова, что стекловаренная печь «живет» всего 10 лет, после чего ее нужно демонтировать и строить на ее месте новую. А это требует серьезных вложений. Так или иначе, но инвестиционные программы сейчас реализуют все сибирские предприятия. В прошлом году установка дополнительного электроподогрева позволила Омскому стекольному заводу увеличить производительность стекловаренной печи до 390 тонн в сутки. В планах предприятия — строительство второй очереди. А новосибирский «Экран» занят сейчас строительством технологического комплекса стекловаренной печи № 6. Ее запуск даст заводу дополнительные 260 тонн белого стекла в сутки или 23 млн изделий в месяц. Кстати, на оборудовании шестой печи можно будет выпускать и облегченную бутылку 0,5 литра — 310 граммов вместо 360 граммов. Стоимость печи, запуск которой намечен на 2015 год — 40 млн евро, из которых уже освоено 25% (причем инвестированные средства собственные, а не заемные). Активно инвестируют сибирские предприятия и в инспекционное оборудование — автоматические системы, которые отслеживают качество бутылки, выявляя брак более чем по десятку параметров.

Впрочем, информация о скором появлении в регионе сильного конкурента уже заставила собственников «Экрана» задуматься над сокращением параметров ранее утвержденной инвестпрограммы. Вполне возможно, что новосибирский завод вообще заморозит проект капитального ремонта печи № 2. «Мы не видим для себя большой угрозы в том, что у нас появится еще один конкурент. Да, будет тяжело, но не фатально. Наше оборудование позволяет производить бутылку малых серий, что позволяет нам работать с производителями крепкого алкоголя, которым не нужны партии в миллионы бутылок. Это наше конкурентное преимущество, мы намерены его использовать и дальше», — подчеркнул Павел Бобошик.

Выйти на окупаемость

Несмотря на планы Группы «Чагодощенский стекольный завод и К» построить в Новосибирске завод, отвечающий самым современным мировым требованиям к такому производству, участники рынка выражают большие сомнения в том, что новое предприятие окажется экономически успешным. Во-первых, завод почти на 90% строится на заемные средства. Мировая практика показывает, что инвестпроект в этой отрасли может быть успешным, только если банковские вливания не превышают 80%. В Европе собственный капитал при организации производства — минимум 30–35%. Иначе в течение инвестиционного цикла деньги не отбить, и «жирок» на необходимые вложения в строительство новой печи — не набрать. «Это довольно непростое решение — пойти на такие инвестиции в текущих условиях на стеклотарном рынке и в контексте общей макроэкономической ситуации. Однако основания для него есть, при определенных обстоятельствах возможен даже вариант переноса вологодской производственной площадки компании, работающей в условиях перенасыщенного внутреннего рынка стеклотары Центра и Северо-Запада России, в Новосибирск», — считает генеральный директор компании «СтеклоКонсалтинг» Наталья Невская.

Во-вторых, эксперты и чиновники обратили внимание на некорректный размер средней заработной платы, которую «Объединенные стекольные заводы — Новосибирск» будут платить своим сотрудникам — 16 тыс. руб­лей. К примеру, средняя зарплата на заводе «Экран» — около 32 тыс. руб­лей. «Вы заложили не­обоснованные риски. Вы просто не найдете сотрудников за такую зарплату. Этот параметр вашего бизнес-плана нереализуем и нуждается в корректировке», — объяснил инвестору губернатор Василий Юрченко. К тому же, участники рынка говорят о кадровом дефиците и опасаются хэдхантинга со стороны нового игрока на регио­нальном стекольном рынке. По словам Давида Джалагонии, реализация проекта позволит создать в регионе порядка 700 новых рабочих мест, около 400 из которых — непосредственно на предприятии.

И, наконец, третий риск — макроэкономический. «В текущей ситуации на стеклотарном рынке первоочередными рисками для инвестора являются политические — дальнейшее ужесточение регулирования рынка алкогольной продукции: ранее оно уже привело к существенному сокращению потребности в стеклотаре на протяжении последних нескольких лет», — заключает Наталья Невская.

Автор: Антон Вебер

Источник: Эксперт Сибирь